Рекомендации родителям застенчивого ребенка

В уютной домашней обстановке малыш-дошкольник активен, не дает покоя родным и близким, но, как только оказывается в незнакомой среде, среди чужих детей — его не узнать. Из активиста он превращается в пугливого и абсолютно пассивного ребенка. Родителей интересует причина такого поведения и как с ним бороться.

Ребенок прижимается с родителю

Причины детской застенчивости

Стеснительность — это способ психологического взаимодействия малыша с окружающим миром. Это страх перед возможной опасностью, отрицание чего-либо нового, желание придерживаться старых, хорошо изученных принципов и моделей поведения.

Часто малыши стесняются себя, даже когда их хвалят: детям стеснительным лучше убежать или спрятаться где-то в это время. Они не любят привлекать лишнее внимание, им страшно переступить через себя, заняться новым делом, сесть на велосипед.

Дети более ранимы, чем взрослые, поэтому стеснительность им свойственна больше. Застенчивость обостряется в возрасте от 3 до 5 лет, т. к. нет достаточного коммуникативного опыта. Задача родителей — это проигрывать различные ситуации, чтобы кроха мог к ним привыкнуть.

Причинами развития стеснительности могут быть различные факторы.

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей (а то и двое) раньше были или так и остались в какой-то степени стеснительными и робкими, очень высока вероятность воспитать застенчивого ребенка. Дети всегда берут пример с родителей.
  2. Легко восприимчивая нервная система. Дети, у которых обострена чувствительность, очень нежные, поэтому пытаются выстроить вокруг себя барьер, не подпускают чужих близко.
  3. Физические особенности. Когда малыш перенес в детстве болезнь, получил ожог или обморожение, рубцы, которые хорошо видно — он стесняется своей внешности и замыкается в себе. Ему страшно выйти в общество. Ему кажется, что он привлекает всеобщее внимание и на него все смотрят. Так возникают комплексы неполноценности, неуверенность в себе. Такому ребенку нужна поддержка и умение принять себя таким, какой есть, почувствовать свою красоту и особенность, уметь постоять за себя.
  4. Стрессовая ситуация. Если взрослый (например, воспитатель) часто унижает малыша, он это запоминает и боится общения с другими взрослыми. В таком случае стоит обратиться за помощью специалиста по детской безопасности.
  5. Если малыш в семье появился первым. Когда он начинает отдаляться от родителей, ему становится страшно, он боится выходить в мир. Стеснительность помогает ему избежать опасности.
  6. Оценка родителей. Дети дошкольного возраста воспринимают свою личность так, как им это преподносят родители, поэтому важно в воспитании детей использовать похвалу, дарить «крылья» — тогда уверенность в себе вырабатывается быстрее.
  7. Страх сделать ошибку. Ребенок стесняется, потому что боится сделать что-то не так и быть наказанным родителями, боится неизвестности. Разрешите ошибаться и помочь ему самому обнаружить недочеты, стимулируйте его активность.

Признаки чрезмерной стеснительности у ребенка

Ребенок закрывает лицо руками

В детстве практически все малыши страдают стеснительностью. Вспомните себя: были и в вашем детстве случаи, когда было жутко страшно обращаться к незнакомой женщине, первый раз купить что-то в магазине. Мелочи, которых не понимали взрослые, казались очень важными, было много разных страхов. Есть характерные признаки, по которым можно точно определить, что ребенок слишком стесняется:

  • резкое перевоплощение активного малыша в напуганного зверька при виде чужого человека, группы незнакомых детей и другой опасности;
  • желание убежать от боязни, а не преодолевать ее;
  • осторожность во всех делах;
  • сильная реакция тела на стресс (учащенное дыхание, расширение зрачков, повышенный пульс, потоотделение, тихий голос, переходящий в шепот);
  • самокритичность, скрытность, представление себя плохим по сравнению с другими, неуверенность в себе.

Положительные стороны застенчивости

Ребенок закрывает лицо рукой

Стеснительность указывает на то, что ребенок имеет:

  • тонкие грани характера и души;
  • нежный и ранимый характер;
  • он ответственный, аккуратный, чистоплотный, порядочный и чуткий.

Такими и должны быть воспитанные и порядочные дети. Подобными качествами чаще обладают флегматики и меланхолики. Родители отмечают, что малыш имеет склонность к творчеству, выплескиванию фантазии и воображения, мечтательности. Хорошо, что поскольку так развивается внутренний мир, дитя не скучает в одиночестве. Ему для счастья не нужна большая шумная компания — достаточно собственного маленького мира и буйной фантазии. Взрослым нужно поучиться у таких детей. Из них часто вырастают талантливые художники, музыканты, писатели, научные деятели.

Но родителям стоит быть начеку. Наследник может быть безумно талантливым, но никогда этого не показать обществу. Он станет стесняться других людей, ему страшно будет показать себя, боясь быть осмеянным. Такая ситуация может напомнить сказку о гадком утенке, который прекрасен, но сидит, спрятавшись от всех в темной укромной пещере. Удел родителей — не допускать такого во благо ребенка. Позвольте цветку побыть в бутоне то время, пока он зреет, но заставьте его однажды распуститься в пышном цвету.

Рекомендации психологов

Семья у психолога

Многие родители считают, что стеснительный ребенок — это хорошо. С одной стороны — да, они могут не переживать, что малыш попадет в проблемную ситуацию, он всего боится. Но более глубокая форма застенчивости может засесть в мозгу и мышлении человека, мешает ему развиваться, становится серьезной помехой в дальнейшей взрослой жизни. Родители должны вовремя обращать на это внимание и воспитывать в детях уверенность. Если к вам подошла ваша давняя знакомая, что-то спрашивает у ребенка, а он прячется у вас за спиной от страха — не торопите его. Пообщайтесь с женщиной, улыбайтесь, покажите, что вы дружелюбно относитесь к этому человеку и он не причинит зла. Только когда малыша покинет страх и чувство собственной неполноценности, и он хоть немного проникнется доверием к новому знакомому, он сможет с ним поговорить или хотя-бы не прятаться за спиной у мамы.

Что нельзя делать родителям в воспитании стеснительного ребенка.

  1. Нельзя относиться к малышу слишком требовательно, строго, твердо. Такое отношение влияет на становление личности и характера. Появляются комплексы, занижается самооценка. Дети учатся на своих ошибках, нужно понимать их и делать иногда поблажки, быть мягче.
  2. Не нужно очень сильно опекать дитя, изолировать его от вредоносного общества, решать все проблемы за него. Есть риск развития неправильного мировоззрения и стеснительность вместе с замкнутостью перейдет с ним во взрослую жизнь.
  3. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Он уже тоже сформированная личность, индивидуальность со своими желаниями и требованиями. Позвольте ему стать немножко самостоятельным, дайте окрепнуть молодому ростку. Не ругайте его за стеснительность, не стыдите при всех. Это не решит проблему, а только усугубит ее.
  4. Не сравнивайте малыша с другими детьми в плохом аспекте. Это понижает его самооценку, усугубляет застенчивость, уверенность в своих силах заметно падает. Обычная стеснительность перерастает в привычную застенчивость, а она уже в стойкую черту характера, которую уже не изменить.

Основы воспитания для родителей скромных малышей

Добавить уверенности под силу любому родителю. Только родные знают истинную природу личности своего ребенка, могут найти к нему подход и вселить веру в себя. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Метод проблемной ситуации. Вы создаете искусственную коммуникативную ситуацию и просите малыша рассказать, как он будет поступать в таком случае. Пускай чадо сначала предложит свои варианты, а потом вы — свои. Выберите совместно, чей вариант будет лучше и проиграйте диалог, в котором кроха обязательно должен иметь главную роль. Так вы пробудете в нем уверенность, опыт и навыки общения будут развиваться, страхи будут ослабевать.
  2. Выйдите на игровую площадку и попытайтесь подружиться с другими детьми. Если ребенок боится сам — помогите, подскажите ему, как это лучше сделать. Вы же его опора, он вам доверяет. Дайте ему время, если он сразу боится это сделать. Он понаблюдает сам, поймет, что другие дети безопасны и не причинят вреда, и сам подойдет к ним. Вы заведете друзей, с которыми малыш сможет общаться и вместе гулять.
  3. Детский сад — первый социум, в который попадает малыш. Главное, чтобы ему там было комфортно в группе или классе. Общение со сверстниками поможет преодолеть психологический барьер, стеснительность, разовьет речи.
  4. Проводите с малышом больше времени вместе, играйте в шумные, веселые, активные игры, ходите в зоопарк, парк аттракционов, где много детей, на батуты — позвольте ему выплеснуть собственные эмоции.
  5. Разыгрывайте дома спектакли, сценки из любимых мультиков и сказок — позвольте ему быть собой и не стесняться этого.
  6. Если ничего не помогает, кроха так и страдает — обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет найти источник проблем и преодолеть их.

Детская стеснительность — это абсолютно нормальное психологическое явление. Для родителей главное — это забота о своем ребенке. Развивайте его возможности, таланты, приучите к творчеству. Здоровое отношение к ситуации родителей поможет незаметно решить все проблемы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб пособие / М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002. – 218 с.
  2. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  3. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  4. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
Главная/Эмоции/Скромность/Рекомендации родителям застенчивого ребенка