Эффективность арт-терапии и что это такое
В современном обществе эмоциональная открытость – проблема, с которой сталкиваются взрослые и дети. Вербальное выражение мыслей и чувств дается нелегко: замкнутые люди скрывают истинные намерения, страхи, желания.
Проявить собственную индивидуальность и раскрыться поможет арт-терапия. Ее смысл состоит в интерпретации мыслей и чувств человека через рисунки, фигуры или композиции.
Суть арт-терапии
Что такое арт-терапия? Депрессия, хандра, тревожность, проявление внутреннего дисбаланса нуждается в осознании. Социализация проблем приводит к замкнутости личности: современное общество порицает эмоциональную открытость. Мужчины и женщины стараются спрятать проблемы. Подавленные эмоции превращаются в депрессию. Страх открыться переходит в навязчивые мысли. Психология трактует эмоциональную замкнутость человека, как следствие постоянного давления: с юного возраста человек ощущает давление общества.
Арт-терапия – это психоанализ за пределами кабинета психоаналитика, это разговор подсознания и сознания личности, на стекле, с тканью или на песке.
Основная функция арт-терапии – принятие тяжелых ситуаций, осознание травм и комплексов. Этот метод применяется для лечения трудных подростков, военнослужащих. В ходе тренинговых занятий с помощью изобразительного искусства удается снизить уровень агрессии и тревожности пациента.
Цель терапии
Первостепенная задача психотерапевта в психотерапевтическом лечении (методы традиционной психотерапии) –определение проблемы. Правильно подобранные занятия помогают с помощью творчества избавиться от стресса, депрессии и напряжения. Требовательным людям такая методика пригодиться в поиске внутренней гармонии, а пациентам с суицидальными мыслями упражнения нужны, чтобы успокоиться, снизить тревожность. Виды арт-занятий подбираются индивидуально.
Подходят занятия для всей семьи: упражнения выполняются в комфортных условиях или дома. При заболеваниях лечении психосоматических расстройств арт-терапия показывает хорошие результаты. Искусство показывает сущность личности. Цель методики – создать прообраз человека. Когда он рисует, пишет, создает фигурки, отключается его внутренняя критика – он выражается.
Психическое здоровье личности зависит от внутренней гармонии. Применение арт-терапии обусловлено дисгармонией, разбалансировкой желаний и принуждений. Лепка или рисование успокаивают после напряженного дня, дают минутную передышку, позволяют побыть наедине с собственными мыслями. Эффект художественного метода для взрослых признан во всем мире.
Чтобы через развивающую мышление терапию человек улучшал внутренний потенциал, арт-терапия психических расстройств включает в себя обязательные правила и моменты проявления индивидуальности. Принципы арт-терапии необходимы для анализа ребенка, перенесшего насилие. С пациентами психически больных работают психоаналитики: врачи назначают рисование или лепку для концентрации внимания. Нарисованное, слепленное поддается расшифровке и анализу.
Групповые занятия
Основа психодинамической арт-терапии в группе – взаимодействие людей, которых связывает совместное прошлое. Взаимная отдача в группе выходит на первый план: экзистенциальная методика проводится с любыми инструментами. Одиночество, свобода, взаимодействие в групповой арт-терапии укрепляют характер. Для методики подбираются люди с общими интересами или личности с трудной социальной адаптацией.
В ходе занятий у каждого клиента проявляется борьба: межличностное или внутреннее сопротивления. Агрессия и привязанность указывают на слабые качества личности. Отстраненным людям приходится совместно с другими выполнять поручения, сотрудничать, каждый раз переступая через собственный страх. Групповые занятия со взрослыми для лидеров учат слушать и прислушиваться. Совместная работа показывает проблемы личности со стороны.
Разновидности методики
Описание технологии арт определяет основные инструменты для раскрытия душевных переживаний. Работа с травмой проводится в спокойных условиях. Выбранная методика не должна вызывать агрессию или раздражение. Основной фактор формирования психологического здоровья – это принятие собственной сущности. Для этого используют:
- рисуночную технику;
- метод литературного сочинения;
- лепку глиной;
- лечение с помощью музыки;
- вышивку композиций;
- драма терапию;
- танцевальную методику;
- куклотерапию;
- создание песочных фигурок.
Ощущения потери чувства контроля, боль и страдания выплескиваются на лист бумаги, в музыкальной партии или танце. Разновидности методики позволяют подобрать подходящий инструмент для пациента.
Людям творческим терапия творчеством помогает выйти из стресса.
Методика с песком или лепкой выражает подсознательное восприятие личности: с помощью творческих упражнений человек создает карту своего внутреннего мира.
Рисование песком
Эта техника арт-терапии используется для детей и взрослых с различными психическими проблемами. Современная методика способствует творческому регрессу и помогает раскрыть архетип ребенка.
Рисование песком проводится с безработными и с бездомными для социализации людей с тяжелыми психологическими травмами. Арт-терапия с песком используется для приемной семьи после усыновления ребенка. Адаптация приемных детей проходит тяжело, если за плечами сироты насилие или детские травмы. Песочная методика кризисного состояния используется для детей с аутизмом или агрессивным поведением: занятие с песком успокаивает и снимает напряжение. Применять универсальную методику можно для замкнутых детей или людей, лишившихся работы и основного источника заработка.
Невербальная психокоррекция основана на самовыражении личности. Песочные фигуры являются отображением доминантных страхов и опасений человека. Результаты арт терапии основываются на двух процессах:
- Работа над композицией. Готовность к работе, процесс создания образов, оформление готовой фигуры расскажет о человеке больше, чем слова. В работе над композицией задействованы инстинктивные черты личности: спешащие люди страдают от заниженной самооценки, они склонны к меланхолии и самобичеванию, а перфекционисты придирчивы к работе, им необходимо держать под контролем каждый этап. Скорость работы и реализация композиции – первый этап анализа личности.
- Оценка композиции. Позиционирование готовой композиции – заключающий этап песочной арт терапии. Он позволяет оценить вербальную экспрессию человека. Для представления творения понадобится приложить дополнительные усилия.
Определение затяжной травмы и причин отчуждения позволяет выстроить правильное лечение: песок для рисунка раскрывает причину неправильной социализации и адаптации. Рисование песком подходит для семейных занятий.
Основная цель такой арт-терапии: поиск контакта между родителями и детьми, супругами и родными людьми. Через готовые композиции ребенок заявляет о желаниях и потребностях. Семейная группа арт-терапии начинает общение через песочные фигурки: метод комбинируется с традиционной психокоррекцией отношений в семье.
Цветочная методика
От психокоррекционного воздействия творческое выражение детей не травмируется. Для мам, переживших тяжелые роды или послеродовую депрессию, и трудных подростков используют цветочную терапию. Метод основан на концентрации внимания. Основные инструменты для упражнения – черно-белый эскиз и карандаши. Игра с цветом, красками, карандашами позволяет создавать пестрые картинки или мозаики.
При осложненной психосоматике метод не используется, но для коррекции поведения трудных детей технология пригодится. Маска, с которой привыкает жить подросток – это защитная реакция. Цветочная методика раскрывает переживания ребенка без травматических расспросов.
Анализируют готовый эскиз по цветовой гамме, сочетанию ярких и приглушенных тонов. Преобладающие оттенки расскажут об эмоциях взрослого или ребенка.
Используют цветовую терапию для расслабления и успокоения. Сосредоточенность на одном занятии приносит облегчение, снимает психологическое напряжение и дает выход негативным эмоциям. Конечный результат цветочной терапии не столь важен, имеют значение процесс разрисовки, сами эмоции человека во время выполнения поставленной задачи. Цветочная используется в неограниченном количестве.
Поделки из глины
Реабилитация людей со стрессом проходит в расслабленном режиме. Для успокоения пациента используют лепку или вышивку. Задача арт-терапии – научить человека абстрагироваться от происходящего. На приеме выбранная методика сочетается с поверхностным психоанализом. Выполняя монотонную задачу, пациент снижает защитные реакции и делится с психоаналитиком сокровенными мыслями. Эта арт-терапия проходит в комфортной, непринужденной обстановке.
Методика с глиной задействует творческие способности личности, демонстрирует концентрацию и собранность. Термин «тестопластика» описывает похожую методику: лепка тестом проходит в группе или индивидуально, наедине с собственными мыслями. В понятие глиняной арт-терапии входит символизация актуальных проблем: глиняными фигурками личность обращается к обществу или выражает протест ему. В психиатрических заведениях визуальному методу уделяют особое внимание. Упражнения с глиной назначаются от депрессивного состояния и повышенной тревожности. Пластилиновые и глиняные фигурки хранятся как напоминание об аналитической тяжелой работе с собственными проблемами.
Тканевая методика
Основой тканевой арт-терапии служит активация творческого потенциала человека. Упражнения задействуют креативное мышление. Для тканевой арт-терапии подбирают простые элементы или целый набор инструментов для создания цельной композиции. Арт-терапия в образовании творческого мышления помогает:
- отразить внутренний мир личности;
- осознать психическое пространство через построенные тканевые композиции;
- создать личный норматив через развивающие вопросы;
- воспитать эстетический взгляд;
- самовыразиться.
Для тканевой арт-терапии пригодятся разные фактуры и ткани. Фурнитура украсит и преобразит скучные образы, а дополнительные детали привнесут свежесть в композицию. Влияние тканевой арт-терапии благоприятно для детей, которые отстают в учебе: регулярные занятия раскрывают способности ребенка, демонстрируют скрытые таланты. Тканевой арт-терапией избавляют взрослых от комплексов. Внутренние ужимки снимаются, когда человек ощущает собственную значимость. Через тканевую арт-терапию каждый находит отдушину и равновесие.
Суть методики: на занятиях пациент создает эскизы, учиться классическому шитью, обработке тканей, украшению готовых изделий. У арт-терапии с тканью множество интерпретаций: с отреза ткани создают шедевры, одежду, декор или картины. Рисуют на отрезе красками или вышивают причудливые узоры. Для снежной арт-терапии используют натуральный или искусственный снег. Вместо основного элемента методики могут использьзовать пластилин или глину. Интерпретация методики зависит от возможностей и пожеланий пациента.
Гештальт-терапия
Гештальттерапия основана на взаимодействии человека с окружающей средой. Пациент ставит эксперименты, проводит опыты и наблюдает за последствиями действий. В терапии используется дополнительная методика под названием «Пустой стул»: пациенту предлагают представить сидящего на стуле человека.
Перенос переживаний на созданный образ позволяет раскрыть психологические травмы. Этот образ олицетворяет живое существо, чувство, момент из прошлого.
Ландшафтные работы
Новое направление – ландшафтная терапия – основана на работе вне ограниченного пространства. Творческие упражнения проводятся на открытой местности, среди природы. Свежий воздух, зеленые растения и простор для проявления фантазии позволят расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины. Уроки ландшафтной терапии проводятся в группе или в привычных для человека условиях.
Характеристика ландшафтной арт-терапии:
- укрепление собственного творческого «я»;
- глубинное самопознание, развитие сензитивности;
- снятие психического напряжения;
- контроль над эмоциями, самоконтроль;
- развитие коммуникации, быстрая адаптация к новой среде;
- развитие экологической осознанности;
- установление связи с природой и окружающей средой.
Основы ландшафтной арт терапии заключаются в работе с растениями, живой энергией. Методичная ежедневная работа повышает самооценку человека: личность чувствует ответственность за зеленые растения, ощущает свою значимость. Упражнения на открытом воздухе со взрослыми сочетают в себе игру и физический труд.
В упражнении человек восстанавливает связь с природой. Цель ландшафтной арт-терапии – активация естественных навыков человека. Если для пассивной арт-терапии нужны усилия над собой, то ландшафтная арт-терапия раскрывает внутренний потенциал человека через физические усилия. Упражнения на природе со взрослыми и детьми проводятся в любое время года.
Изобразительное искусство
Живопись – это универсальное лекарство от депрессии и страдания. Пуантилизм, сентиментализм и модерн –стилистические направления в живописи, способные выразить экспрессию личности. Подходит методика для пенсионеров, уроки изобразительного искусства посещают студенты и молодые мамы. Психоаналитикам весьма просто работать с созданными картинками. Детский внутренний мир отображается в простых нарисованных образах.
Анимации раскрывают страхи подростков и дают выход их агрессии. После консультативного осмотра психотерапевты предлагают методику изобразительного искусства для диагностики стресса или депрессии.
Результаты арт-терапии
Терапия искусством арт показывает хорошие результаты с первых занятий. Сопротивление переменам – нормальное явление для сформированной личности. Выход из зоны комфорта, потеря привычной среды, желание сбежать проявляются у закомплексованных и чрезмерно самоуверенных людей. С помощью арт-занятий удается преодолеть трудности самоидентификации и сложности адаптации.
Решение проблемы через творчество приносит пользу детям: в юном возрасте, пока формируется личность, человеку трудно найти место в жизни. Песочные фигуры, лепка, рисование раскрывают качества характера, дают выход творческой энергии. Результаты методики ощутимы в поведении человека, в восприятии мира и своей ценности в социуме.