Информационное стрессовое состояние: особенности появления и как с этим бороться

К каждому человеку поступает большое количество информации, в результате чего у многих возникает информационный стресс. Такое состояние может быть вызвано новостной лентой, интернетом, телевизионной передачей, т.к. человек все время находится в поле получения и трансформации разных сведений.

Стресс информационный

Информационный стресс

Поступающие информационные сведения перерабатываются путем решения заданий и выполнения анализа. Часто такая переработка вызвана эмоциональными переживаниями, в результате чего перегрузка вызывает информационный стресс.

Понятие информационного стресса

Стресс – это реакция человеческого организма на воздействие стрессоров или любых негативных факторов. При информационной передозировке наступает усталость, которая часто по интенсивности приравнивается к тяжелому физическому труду. Различается напряжение, которое вызывается при деструктивных новостных сведениях и стрессовое состояние, связанное с излишком любых сведений.

Учеными доказано, что у людей, которые больше шести часов наблюдали за новостными сведениями неблагоприятного характера, возникает беспокойство и страх. При регулярном напоминании о трагедиях в СМИ или в социальных сетях развиваются стрессовые состояния затяжной формы.

Причины информационного перенапряжения

По мнению ученых, стресс возникает в условиях информационного перенапряжения. Очень важно определить причину появления такого состояния и вовремя начать борьбу.

Причины:

  • доступная информация и простота ее получения;
  • стремительное развитие информационного потока, регулярное поступление новой информации в разных сферах;
  • большое количество информационных сведений, которые связаны с историческими событиями;
  • недостоверность сведений, наличие информации провокационного характера.
Стресс от информации

Информация и информационный стресс

Также происходит поступление большого объема информации, которая не подлежит структуризации. Причины развития информационного стресса могут быть напрямую связаны с состоянием психического напряжения человека, поэтому важно держать себя в эмоциональном тонусе и не обращать внимание на незначительные сведения в той или иной сфере.

Стадии

Сущность стресса данного вида изучается психологами на протяжении длительного времени. Такие наблюдения позволили классифицировать информационный стресс по нескольким стадиям развития.

Стадии информационного стресса:

  1. Начальная стадия характеризуется тревожным состоянием человека на фоне привлечения особенностей человеческого организма к адаптации или сопротивлению стрессу. На этой стадии наблюдается яркая реакция надпочечников и желудочно-кишечного тракта, поэтому часто может болеть живот. Если раздражительный фактор окажется сильнее (высокая температура тела, тяжелая степень ожога), человеческий организм может не преодолеть стрессовое состояние, в результате чего может случиться смертельный исход.
  2. Средняя стадия характеризуется сопротивлением на фоне совместимости факторов, провоцирующим стресс, и возможностями индивида. страх и тревога уменьшаются, функциональная надежность и сопротивляемость увеличивается. В
  3. результате чего у человека наблюдается прилив сил.
  4. Тяжелая стадия характеризуется истощением, когда проявления стресса первой и второй стадий возвращаются и становятся необратимыми.
Стресс

Нервный срыв

Следует помнить, что на каждой стадии может произойти нервный срыв. Необходима своевременная помощь специалистов.

Признаки

Признаки стрессового состояния от информационной перегрузки могут проявляться на поведенческом, психоэмоциональном и физиологическом уровнях. Чтобы определить, действительно ли стресс возник от информационной перегрузки, следует знать особенности проявления.

Признаки:

  1. Физиологические симптомы: тошнота, приступы изжоги, сухость в ротовой полости, повышение артериального давления.
  2. Психологические особенности человека, который устал от перегрузки, могут спровоцировать отсутствие реакции на внешний мир.
  3. При переизбытке информационных сведений наблюдается усталость, которая при постоянном стрессе становится хронической.
  4. Рассеянность, равнодушие к другим людям.
  5. Отсутствие концентрации внимания, сосредоточенности.

Характерным признаком данного состояния является потеря профессиональных навыков. В таких условиях становится трудно сконцентрироваться и принять правильное решение той или иной задачи.

Профилактика и способы защиты

Важно научиться ограждать себя от воздействия лишних сведений, а также придерживаться рекомендаций психологов, чтобы избежать информационного стресса.

Как избежать стресс

Ограничьте себя от информации — отдохните

Стресс и его профилактика включает такие способы:

  1. Рекомендуется выборочно относиться к информации, которая потребляется.
  2. Важно выбирать и воспринимать только нужные для себя сведения, иначе перегрузки не избежать, что чревато неблагоприятными последствиями.
  3. В процессе просмотра новостей необходимо контролировать свои эмоции, особенно это касается новостей криминального характера с явным негативом. Учеными доказано, что у человека, который каждый день смотрит или слышит сведения о трагедиях, формируется депрессивный настрой, в голову лезут тревожные мысли, а общее состояние здоровья ухудшается.
  4. Психологи рекомендуют проводить меньше времени у компьютера или телевизора. Отдавать предпочтение нужно пешим прогулкам, физкультуре, плаванию или медитации, а также больше общаться с позитивно настроенными людьми.
  5. При появлении неблагоприятной реакции на информационные сведения с профессиональной точки зрения специалисты советуют отложить изучение новой информации. В таком случае стресс от лишнего материала гарантированно появится. Важно правильно организовать свое время, чередовать время работы с небольшими перерывами на отдых. Работающие люди часто ошибаются, когда минуты, предназначенные для отдыха, посвящают интернету, увеличивая при этом нагрузку на работу головного мозга.
  6. Сегодня многие имеют странички в социальных сетях и посещают разнообразные форумы. Большая часть информации там переполнена бесполезным материалом. Стоит пересмотреть эту часть своей информационной жизни и остановиться только на необходимых интернет-ресурсах.
  7. Нет необходимости вести интернет-беседы на бесполезные темы и оставлять комментарии к фотографиям всех друзей в социальных сетях. Можно попросту отписаться от тех, кто забивает ленту ненужным информационным материалом.
  8. Новости можно слушать или смотреть только на одном канале или сайте. Информация должна поступать дозировано.
  9. Время, отведенное для сна, не стоит менять на просмотр лишней информации.
  10. Потребляемые сведения должны быть качественными, а не количественными.
  11. Психологи рекомендуют проводить психоэмоционального разгрузку путем отказа хотя бы раз в неделю от пользования гаджетами.
  12. В процессе профессиональной деятельности часто приходится запоминать много нового материала, поэтому необходимо научиться составлять планы, строить схемы, вычленять из общего объема главные моменты.

Фактор потребления информационных сведений присутствует на всех уровнях жизни современного человека. Чтобы не возник информационный стресс, необходимо научиться ограждаться от лишней информации и придерживаться определенных правил при восприятии тех или иных сведений.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
Использованная литература:
  1. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов; под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  2. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  3. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Стресс/Информационное стрессовое состояние: особенности появления и как с этим бороться