Насколько эффективна методика песочной терапии

Существуют различные методы психотерапии, которые помогают людям снимать психоэмоциональное напряжение и решать личные проблемы. Среди таких способов лечения выделяется песочная терапия.

Определение

Песочная терапия – это невербальное терапевтическое вмешательство, в котором используются песочница или лоток с песком, игрушки и иногда вода, чтобы создавать миниатюры миров, отражающих внутренние мысли, переживания и проблемы человека.

Песочная терапия

Эта форма игровой, выразительной терапии (или мировая техника) практикуется наряду с беседами. Песок и фигуры – средства коммуникации. Ее особенности изучали Маргарет Ловенфельд, Госта Хардинг, Шарлотта Бюлер, Дора Калфф и другие врачи и ученые.

Этот тип терапии часто используется при работе с детьми, но может применяться и ко взрослым, подросткам, парам, семьям и группам людей. Терапия с помощью лотка позволяет человеку создавать собственный микрокосм с помощью миниатюрных игрушек и цветного песка.

Терапия для взрослых

Сцена создается как отражение жизни человека и дает возможность разрешать конфликты, устранять препятствия и получать признание.

Возможность

Песочная терапия – это захватывающий, простой, творческий способ работы с пациентами. Это позволяет им анализировать свои проблемы, используя образы и символы, подключает сенсорное восприятие, дополняя им устное общение со специалистом. Визуализация расширяет возможности, позволяет клиенту выразиться, обрести спокойствие, исцелиться. Работа с песком ограничена только воображением тех, кто его использует.

Эффективность

Песочная терапия часто используется в работе с теми, кто страдал от какой-либо травмы, пренебрежения или злоупотребления. Песочная смесь особенно хорошо подходит для терапии с маленькими детьми, которые часто не могут выразить свои чувства в словах. Эта психотехника также полезна для подростков и взрослых, у которых возникают проблемы с самовыражением. Подходит метод и для получивших травму: психологическую, эмоциональную, физическую и т. п.

Цели и задачи

Терапия имеет дополнительную ценность для пациентов с серьезными химическими зависимостями, поскольку чрезмерное употребление лекарств снижает функции мозга. Песочная техника также хорошо помогает людям, которые не знают, как снять эмоциональное напряжение и стресс. В некоторых странах психологи практикуют этот метод в работе с заключенными, помогая им избавиться от психической напряженности.

Показания и противопоказания

Песочная терапия может быть особенно актуальна для детей. Ее следует использовать в таких случаях, если:

  • ребенок проявляет агрессию;
  • он ни с кем не общается;
  • заметны неврозы или тревожность;
  • ребенок находится в стрессовом состоянии из-за проблемных отношений в семье, со сверстниками;
  • были диагностированы психосоматические заболевания или отклонения, а также при наличии других проблем у детей.

Занятия с использованием песка помогают успокоить неусидчивых малышей, способствуют развитию речи в средней группе в детском саду, помогают развиваться детям дошкольного возраста с задержкой.

Для взрослых людей игры с песком также могут быть полезны.

Психологи прибегают к такому методу в следующих случаях:

  • наступление кризисного периода (в семье, на работе, личной жизни и т. п.); проблемы в личных отношениях;
  • развод;
  • смерть родных и близких людей;
  • панические атаки;
  • появление стресса, неврозов;
  • нарушения психического или эмоционального состояния.

Коррекционная терапия Юинга

В случаях, если у пациентов диагностированы эпилепсия, кожные заболевания или аллергия на песок, песочная терапия противопоказана.

Особенности работы

Песочная терапия проводится с помощью коробчатых контейнеров, называемых лотками. Они заполнены песком, который клиенты используют вместе с миниатюрными игрушками, чтобы создать игровой мир, отражающий некоторые аспекты жизни и свои реальные переживания. Клиент выбирает из большой коллекции игрушек несколько и строит маленький мир, который отражает происходящее. Терапевт наблюдает за выбором и расположением игрушек без перерыва, позволяя человеку находить ответы внутри себя. После того как игра завершена, терапевт анализирует ее и обсуждает с человеком выбор игрушек, схему их расположения на песке и их символические или метафорические значения. При обсуждении пациенты часто решают внести изменения в мир, который они создали в песке. Терапия может состоять из одной сессии или нескольких. Она может длиться несколько лет.

Для детей

Многие дети не могут говорить об эмоциональных состояниях, особенно в условиях травмы, пренебрежения или злоупотребления. Невербальная природа песочной терапии и знакомая среда игры могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности. Получив небольшую инструкцию от терапевта, ребенок может свободно играть и развивать собственное видение ситуации. Этот метод терапии помогает снять симптомы эмоционального напряжения, т. к. является проницательным методом получения психологом доступа к травматическим переживаниям ребенка. Песочная терапия также очень полезна для лечения детей, подвергшихся сексуальному насилию.

Работа с психологом и дома

Эти дети часто будут молчать, опасаясь зла или смерти. Им часто угрожают, они постоянно находятся в тревожном состоянии, когда приходят на сеанс терапии. Задается особая траектория, по которой они должны двигаться в сторону исцеления.

Основные способы

Состояние эмоционального напряжения мешает ребенку нормально развиваться. Во время песочной терапии психологи применяют 5 способов решения проблем:

  • ребенок создает на песке свой мир, а затем рассказывает о нем терапевту;
  • ребенок строит замки, располагает фигурки, после чего психолог задает наводящие вопросы о созданном мире;
  • психолог придумывает определенную ситуацию, которую ребенок должен изобразить с помощью песка и дополнительных элементов;
  • ребенок создает песочный мир, а потом, в ходе обсуждения с психотерапевтом, вносит в него изменения, аргументируя свой выбор;
  • врач называет ситуации или конкретных людей, а ребенок изображает на Польза игр с пескомпеске свои эмоции или ассоциации, связанные с ними.

Подход к лечению выбирается индивидуально. Чтобы раскрыть суть проблемы и выяснить, какой причиной она вызвана, необходимо следить за эмоциями пациента во время терапии и анализировать каждую деталь, поскольку все построенное является отображением внутреннего мира ребенка.

Для взрослых

Хотя лечение с использованием песочного лотка может выглядеть как детская игра, она может обеспечить эмоциональное освобождение человеку во время сеанса. Взрослые, которые были травмированы и практически не реагировали на иные формы лечения, могут хорошо отозваться на этот вариант. Окружающая среда создает атмосферу, свободную от угроз, и на протяжении терапии психолог работает с человеком, чтобы изменить положение объектов как воплощений истинных людей и событий. Начав облегчать влияние страхов на фиктивном уровне, человек может обрести мужество и способность признать, что его собственная жизнь может измениться.

Процесс игры в песочнице включает в себя создание серии лотков и может продолжаться несколько месяцев или лет. Но существенные изменения могут произойти и за один сеанс.

Виды

Существует два вида песочной терапии: с использованием песочного лотка или песочницы. Оба типа включают применение песка в терапевтических целях в условиях отсутствия угрозы, их задачей является снятие эмоционального напряжения. Подходы имеют тонкие, но значительные различия.

Песочный лоток

Этот вид психотехники для снятия сильного стресса или перенапряжения может включать различные теоретические ориентации, тогда как терапия с использованием песочницы основана на юнгианской психологии. Сеанс с помощью песочного лотка позволяет увидеть то, что испытывает человек в момент работы с песком, и терапевты активно помогают осознанию опыта. Он помогает избавиться от эмоционального дисбаланса, ослабить признаки психических расстройств у больного пациента, если таковые имеются, приводит к расслаблению.

Лотки Юинга для детей

Песочница

Терапия в песочнице также помогает человеку, у которого есть потребность разрядить эмоциональную напряженность. Психотерапевты, работающие таким образом, сосредоточены на бессознательном и стремятся предоставить людям лечение в свободном, защищенном пространстве и возможность общаться без слов.

Психотерапевты не интерпретируют, не вмешиваются и не направляют человека во время сеанса, анализ проводится после терапии.

Хотя вербализация и является существенным аспектом любого сеанса, лечение с помощью песочной игры может быть более эффективным. Особенно для детей или для людей, которые не могут выразить свои чувства и эмоции в устной форме из-за прошлой травмы.

Ограничения

Терапия с помощью песочного лотка, как и другие терапевтические методы снятия стресса, напряжения и т. п., имеет ограничения. В некоторых сообществах или культурах этот метод можно рассматривать как трудоемкий, запутанный, расстраивающий, навязчивый или слишком зависимый от клинической экспертизы терапевта. Взрослые могут быть устойчивы к этому визуально-экспрессивному подходу, потому что считают, им не хватает творчества или достаточных художественных навыков для эффективного лечения. Толкование изображений на песке остается предметом обсуждения в сообществе психологов. Время от времени интерпретация символов, цифр или целых сцен как терапевтом, так и человеком может быть неопределенной или неоднозначной, причем такие объяснения иногда приводят к пренебрежению альтернативными пониманиями.

История появления

Британский педиатр и детский психолог Маргарет Ловенфельд известна как первый человек, который использовал лоток для песка в качестве терапевтического метода. После появления интереса к психодинамическому подходу в психологии в 1921 году она перешла в область детской психотерапии. Она утверждала, что ее идея использования песочных лотков для лечения появилась после прочтения книги «Игры на полу», написанной в 1911 году Г. Г. Уэллсом. Автор описывает различные забавные игры, в которые он и его сыновья играли, и поощряет игру как средство личного развития как для детей, так и для родителей.

История песочное терапии

Внедрение идеи

После создания Института детской психологии в Лондоне в начале 1930-х годов Ловенфельд поставила два цинковых подноса в детскую игровую комнату. Первый был наполовину заполнен песком, второй содержал воду и различные объекты, используемые для формования песка. Маленькие игрушки, бумага, кусочки металла и другие красочные побрякушки хранились в непосредственной близости от подносов. Ловенфельд сообщила, что со временем дети, проходившие лечение, начали ссылаться на емкость с песком как на мир и вскоре создавали трехмерные сцены, объединив элементы из коробки с песком в лотке. Она считала, что такой подход, который она назвала Всемирной техникой, может служить средством коммуникации между строителем сцены и наблюдателем, составляющим представление о внутреннем мире создателя.

История в России

Создание терапии

В конце 1950-х годов психолог Дора Калфф приехала в Лондон, чтобы учиться у Ловенфельд. В результате Калфф объединила ее метод с восточной философией, моделью Неймана и теорией индивидуализации К. Г. Юнга. С разрешения Маргарет Ловенфельд, Дора назвала свой подход песочной терапией и обучила многих психологов, практикующих по всему миру, данной технике. Ею также была разработана методика изучения эмоциональной напряженности человека.

Заключение

Песочная терапия хорошо помогает всем, хотя большинство людей полагает, что это упражнения для детей. Она идеально подходит для работы над различными проблемами, уменьшает нагрузку на нервную систему, успокаивает, снижает стресс. Использование песочной игротерапии направлено на восстановление нормального психического и эмоционального состояния. Такой техникой полезно владеть не только психологу, но и воспитателю, педагогу, учителю для работы с детьми дошкольного возраста и старше.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  3. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
Использованная литература:
  1. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов; под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  2. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
  4. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
Главная/Стресс/Насколько эффективна методика песочной терапии