Может ли от нервов пропадать голос

Нервные расстройства могут иметь разнообразные последствия. Большое количество людей сталкивалось с ситуациями, когда из-за стресса у них пропадала речь. Для понимания этого феномена нужно вспомнить о построении голосового аппарата.

Потеря голоса

Потеря голоса может быть следствием стресса

Причины, вызывающие потерю голоса

Голос – это самый важный компонент в речи. Сама речь – это результат сложной мозговой деятельности, в которой задействовано более 200 мышц. Координацию движений мускулов регулирует ЦНС. Рассмотрим ниже, из чего состоит речевой аппарат:

  1. Гортани с голосовыми связками, которые являются главным источником, производящим звуковые колебания.
  2. Резонаторы: бронхи, легкие, трахея, рот, носовые, лобные и гайморовы пазухи.

Резонаторы придают звуку окраску. При потере зубов, повреждении языка, голос будет меняться, в результате нарушения работы одного из резонаторов. Без резонаторов человеческий голос был бы представлен однородным писком. Нарушения работы ЦНС могут оказать значительное влияние на работу речевого аппарата.

Потеря голоса может быть частичной (осиплость) или же полной. Вызвать такой специфический симптом могут заболевания, вредящие ЦНС:

  • травмы мозга;
  • опухоль мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • склероз;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • сильный стресс;
  • депрессии;
  • болезни, сопровождающиеся парезом лицевых мышц.

На работу ЦНС негативно может повлиять длительный прием антидепрессантов.

Признаки патологии

Потеря голоса при стрессе в тяжелых случаях может спровоцировать полную немоту. Важно научиться своевременно распознавать характерные симптомы патологических отклонений. Одним из первых симптомов является полное несоответствие произношения и возраста пациента. Спастическая дистрофия на начальных этапах развития проявляется осиплостью, сдавленным голосом. Такие симптомы появляются в результате непроизвольного сокращения голосовых мышц.

Для такой патологии характерно отсутствие грамотного выражения своих мыслей, а также проблемы с восприятием обращенной к пациенту речи.

Ускоренный темп речи с безошибочным произнесением слов может быть следствием отклонений в работе речевого аппарата. Обычно такие патологии наблюдаются у пациентов с тяжелыми заболеваниями психики, отклонениями в развитии мозга, инфекционными болезнями. Распространенный симптом недуга – изменение тембра голоса, а также употребления в разговоре слов-паразитов. Кроме того, могут наблюдаться такие отклонения:

  • заикание;
  • повторное произношение некоторых звуков или слов;
  • ускоренная речь;
  • неправильное построение синтаксических форм.

При таких дисфункциях обычно страдает не только речевой аппарат. Происходит деградация личности. Стресс оказывает разрушительное влияние на психику и работу мозговых центров.

Диагностика

Если после сильного стресса у человека пропал голос, нужно определить вид речевого нарушения.

  1. Анартрия – утрата речи из-за нарушений координации движений мышц дыхательного и голосообразующего аппарата.
  2. Афазия – нарушения речевого аппарата.

Сделать это довольно сложно, даже если больной находится в сознании. Когда пациент отвечает односложными ответами да или нет, это могут быть ответы наугад. Даже при наличии афзии больной может применять стратегию «ключевого слова», используя его для осознания смысла всей фразы. Сопутствующие нарушения (оральная апраксия) могут вызывать серьезные трудности в постановке диагноза. При таких нарушениях человек не может открыть рот и показать язык.

Часто после стресса проявляется психогенный мутизм. Патология характеризуется отсутствием ответной речи при сохранении способности говорить и понимать речь собеседника.

У детей может проявляться невротический избирательный мутизм, который возникает при общении с одним определенным человеком.

Описание мутизма

Мутизм

Методы лечения

Если человек перестал после стресса говорить, главной целью лечения будет устранение провоцирующего фактора. В детском возрасте устранить патологии с речью поможет логопед-психолог. Чем старше возраст больного, тем сложнее исправить патологию.

В консервативной терапии применяют специальные упражнения для речевого аппарата, которые помогают восстановить его функциональность. Используются физиотерапевтические процедуры: прогревание, УВЧ и т. д. Медикаментозная терапия направлена на улучшение кровотока в головном мозге. Часто применяют лекарственные средства для улучшения памяти и восстановления работы ЦНС.

Психологические методы

Нарушение речи у взрослых в результате пережитого стресса нужно лечить комплексным методом. Одним из мероприятий, направленных на улучшение состояния пациента, является работа с психологом. В тяжелых случаях может использоваться внушение посредством гипноза.

Врач составляет соответствующий план лечения. Психотерапия направлена на расслабление и изучение методов релаксации для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность самостоятельно координировать работу своих мышц и контролировать эмоции, когда стресс начинает давить на нервы.

Пациентам важно научиться расслаблять мышцы, которые во время стресса самопроизвольно сокращаются. Хорошими средствами являются:

  • расслабляющие ванны;
  • массаж;
  • ингаляции;
  • дыхательные техники.

Пациенту нужно осознать проблему и начать устранять психологический фактор, который провоцирует нарушения речи. Нужно поменять свое восприятие стрессовой ситуации.

Некоторым пациентам для восстановления необходим прием седативных препаратов. Это натуральные препараты на травах: Персен, Седавит, Валериана и др. В тяжелых случаях прописывают антидепрессанты.

Ингаляция

Ингаляции помогут вернуть голос

Релаксационные практики

Человек должен научиться распознавать свое состояние самостоятельно. На фоне стресса голос может пропадать, но важно понимать, что предпосылкой этому стало разрушение нервных клеток, происходившее на протяжении длительного времени. Как только пациент чувствует тревожность, ему нужно постараться расслабиться.

Для начала нужно практиковать полное расслабление в домашних условиях. Развитие условных рефлексов является одним из ведущих методов расслабления. Сядьте в удобную позу и закройте глаза, начинайте массировать напряженный участок тела, например, воротниковую зону или ладонь.

Дышите ровно, концентрируйте внимание на массируемой точке, почувствуйте расслабление, мысленно попытайтесь дать организму задачу расслабиться. Представьте себе место, в котором вас никто не может побеспокоить. Упражнение следует выполнять 3-5 минут. Со временем при ощущении тревоги, прикоснувшись к нужной точке, вы сможете быстро успокоить нервы.

Профилактические меры

Самым важным в лечении потери голоса на нервной почве является избегание стрессовых ситуаций. Необходима и профилактика. Укрепить нервную систему помогают систематические походы в спортзал, закаливание. Важно обеспечить выработку гормонов эндорфинов, которые помогают организму справляться со стрессом. Нужно употреблять полезные продукты, чтобы обеспечить организм витаминами и минералами, необходимыми для построения нервных клеток. Эффективным методом является соколечение.

Для укрепления нервов рекомендовано употреблять свежевыжатые соки из свеклы, картофеля, киви, цитрусов, клубники, моркови, капусты, тыквы.

Заключение

Может ли от нервов пропадать голос? Голос на нервной почве может пропасть из-за нарушения работы ЦНС. Такая патология может привести к серьезным последствиям, вплоть до полного онемения. Очень часто патологии потери голоса сопровождаются нарушениями мозговой деятельности, поэтому, заметив первые симптомы заболевания, нужно обратиться к врачу.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
Использованная литература:
  1. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб пособие / М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002. – 218 с.
  2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  3. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
Главная/Стресс/Может ли от нервов пропадать голос