Стрессовые состояния детей

На современном этапе развития общества очень часто родителями и педагогами наблюдается стресс у подростков и у детей дошкольного возраста. Не все дети подвержены стрессу, т. к. в одной и той же обстановке они по-разному среагируют на происходящее.

Полностью оградить детей от жизненных трудностей практически невозможно, но родители могут научить своего ребенка адекватно реагировать на неприятные ситуации и самостоятельно справляться с нервным состоянием.

Стресс у детей

Стресс у детей проявляется по-разному

Причины появления стресса

Причины стресса у подростков и детей других возрастов могут быть разными. Психоэмоциональное напряжение возникает под влиянием ряда факторов:

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.

Часто стресс появляется у детей после садика: он попадает в другую обстановку, теряется, потому что рядом нет близких для него взрослых. На психологическом состоянии детей отражается и стресс родителей, общий психологический климат в семье.

Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

Ссоры родителей - причина стресса у детей

Ссоры родителей — причина стресса

Экологический стресс

Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

К факторам, которые провоцируют нестабильность эмоционального состояния, относится и качество питьевой воды. Вода и еда, которые могут быть загрязнены токсическими веществами, негативно отразятся на физическом и психоэмоциональном здоровье. Такие дети чаще подвергаются атаке инфекций, появляются аллергические реакции и расстройства в работе пищеварительного тракта.

Стресс и гастрит

Стресс вызывает гастрит

Симптоматика

Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

У детей младшего школьного и дошкольного возраста признаки стресса могут проявляться такими состояниями:

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;
  • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.

Симптомами стресса у новорожденных могут быть частые беспричинные плачи, беспокойство по ночам, плохой аппетит. Это состояние может отражаться на успешности в школе или детском садике у детей более старшего возраста.

Плач без причины - признак стресса у детей

Плач без причины — признак стресса

Когда они получают замечания от преподавателя или воспитателя, могут проявиться такие симптомы стресса: замыкание в себе, из-за которых он перестает играть с другими детьми, избегает общения с друзьями и родными.

В трудной ситуации могут появиться вредные привычки: обкусывание ногтей, сосание большого пальца, ковыряние в носу, закусывание или облизывание губ. Часто тинейджеры не знают, как можно справиться со стрессом и начинают доказывать свою значимость и независимость.

Детские протесты - признак стресса

Детские протесты — признак стресса

Влияние на организм

Стресс оказывает как физическое, так и психическое влияние на организм.

Характеристика состояний детей под воздействием стресса:

  • Нарастает уровень психоэмоционального напряжения, он становится бодрым, перевозбужденным, детская психика перестает быть ему подконтрольной. Появляется беспокойство, переходящее в состояние нервного срыва.
  • Психоэмоциональное перенапряжение приводит к бессоннице. Ухудшается память, нарушается способность концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Блокировка работы эндокринной и вегетативной нервной системы. Надпочечники вырабатывают много гормональных веществ (кортизол, адреналин).
  • Негативное влияние на головной мозг.
  • Быстрая усталость, мышечная система напряжена, что приводит к возникновению болевых синдромов.
  • Стрессы в четыре раза повышают возможность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Рецидивы заболеваний внутренних органов.
  • Ухудшается самоконтроль, поведение приобретает импульсивный характер. Такое состояние можно ошибочно принять за гиперактивный синдром или нехватку внимания.
Кусание ногтей - проявление стресса

Кусание ногтей — проявление стресса

Профилактические меры

Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

Режим сна

В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

Головные боли при хроническом стрессе у ребенка

Головные боли при хроническом стрессе

Рекомендации по гигиене сна:

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

Физическая нагрузка

Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

Виды физической нагрузки, которые предотвращают возникновение стрессов:

  • спортивная ходьба;
  • езда на велосипеде;
  • лыжный спорт;
  • фитнес;
  • аквааэробика;
  • спортивные танцы;
  • плавание;
  • большой теннис;
  • борьба.

Подростковый стресс можно снять йогой, пилатесом, стрейчингом. Такие упражнения необходимо делать не больше одного или двух раз в неделю, что позволит укрепить опорно-двигательный аппарат.

Также рекомендуется проводить с детьми интервальные тренировки от 30 до 40 минут.

Такой вид физической нагрузки поможет активизировать работу иммунной системы и предотвратить развитие стресса.

Особенности питания

Употребление некачественной пищи негативно воздействует на организм и снижает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Необходимо подобрать правильное питание: сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами.

Магний регулирует выработку и распределение энергии, контролирует работу нервной системы. В ходе незначительной стрессовой ситуации в детском организме возникает дефицит магния. Увеличить количество можно с помощью таких продуктов:

  • зеленые овощные культуры;
  • фрукты;
  • гречка;
  • злаки;
  • крупы;
  • бурый рис;
  • бананы.

В процессе приготовления пищи использовать морскую соль. В качестве профилактики также назначается препарат «Магне В6». Перед тем как давать его ребенку, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы на определение уровня магния в крови.

Снятие стресса

Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, необходимо особое общение с ним.

Дошкольники

Стресс у детей дошкольного возраста может возникать по разным причинам:

  • присмотр за малышом посторонних людей (няня, друзья родителей);
  • поход в дошкольное заведение;
  • посещение кружков.

Чтобы снять стресс после посещения детского садика, необходимо дать время малышу рассказать, что его тревожит. Не надо на него давить. Хорошим временем для этого может стать время перед сном.

Воспитателю важно успокоить ребенка, попытаться переключить его внимание, если он капризничает в садике.

Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни.

Дети младшего возраста

Причиной стресса у детей младшего школьного возраста могут быть трудности с обучением, боязнь преподавателей.

Помогут в стрессовой ситуации:

  • непринужденные беседы на прогулке;
  • рисование (дети часто выкладывают свои переживания и страхи в рисунках);
  • ролевые игры (можно разыграть ту или иную трудную ситуацию и помочь малышу найти выход из нее).

Оказать помощь в стрессовой ситуации могут как родители, так и преподаватели или школьный психолог.

Домашний питомец для ребенка

Домашний питомец снимает стресс

Подростки

Как справиться со стрессом подростку: для него важно предупреждение возникновение стрессов, но часто это сделать сложно, т. к. дети старшего возраста труднее идут на контакт с взрослыми. Часто возникает вопрос, почему дети подвержены стрессам в старшем возрасте? Причинами неуравновешенности подростков могут стать проявившиеся последствия стресса, который был перенесен в детстве. Поэтому рекомендуется проводить диагностику стрессоустойчивости и подобрать необходимо лечение для подростков.

Спинер от стресса

Спинер — антистрессовая игрушка

Современная психология предлагает множество методик и тестов на стрессоустойчивость у подростков:

  • тест Холмса и Раге определяет уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации детей подросткового возраста;
  • методика Л.П. Пономаренко и Р.В Белоусова позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости личности старшеклассника;
  • методика И.А. Усатова определяет стрессоустойчивость подростков.

Избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях можно самостоятельно.

Стресс у подростков - непослушание родителей

Стресс у подростков — непослушание

Взрослым необходимо аккуратно и уважительно общаться со своим взрослеющим ребенком, не стоит давить на него, но и вообще не придавать значения его поведение не стоит. Родителям и преподавателям следует найти золотую середину в общении, искать баланс, это позволит предотвратить стрессы и не допустить негативных последствий.

Если своими силами снять стресс не получается, следует обратиться за помощью к специалистам. Лечение стресса подразумевает применение разных форм терапии, в том числе и психологическая помощь. У детей психика до конца не сформирована, поэтому следует пройти консультацию у специалистов, если возникают проблемы с психоэмоциональным фоном. Ученый Н.Д. Линде создал уникальную методику – эмоционально-образную терапию, которая позволяет избавить подростка от негативных стрессовых состояний хронической формы.

Стресс и проблемы с учебой

Стресс и проблемы с учебой взаимосвязаны

Существуют разные препараты, которые помогают снизить негативное воздействие стресса на работу нервной системы и являются действенными методамы избавления от стрессовых проявлений.

Необходима консультация с врачом, т. к. только он сможет учесть состояние детского организма и назначит необходимое медикаментозное лечение стресса.

Заключение

Стресс у детей разных возрастных категорий – частая проблема в современном обществе. Взрослым необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь детям справиться с проявлениями стресса и защитить их от нервного срыва, связанного со стрессовыми ситуациями. Также по возможности следует уберечь малыша от факторов, провоцирующих возникновение стресса.

Ребенок должен понять, что существуют проблемы, типичные для многих людей, поэтому нужно научиться управлять ситуацией и выходить из стрессового состояния самостоятельно. Родители должны быть постоянно рядом, оказывать помощь в стрессовой ситуации и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Стресс/Стрессовые состояния детей