Понятие комплексов у человека

Комплексы человека представляют собой целую систему неправильных, извращенных суждений и мыслей о самом себе, опыта, собственных и навязываемых обществом установок в совокупности с субъективным суждением. Навязчивые мысли о своей неполноценности или превосходстве над другими провоцируют появление сильного стресса. Комплексы человека мешают индивиду нормально жить, работать и развиваться.

Мужчина держится за голову

Неправильная оценка себя мешает человеку полноценно жить

Процесс зарождения комплексов

Психологический комплекс – это извращенное представление человека о своих умственных, физических и психологических способностях.

Представление своих недостатков в неверном свете приводит к нервному перенапряжению, индивид постоянно думает о своих недостатках, хотя и старается скрыть это от окружающих.

Эти страдания являются результатом полученной в прошлом психологической травмы. Такая травма происходит в момент, когда человек испытывает невыносимую эмоциональную боль. Комплексы человека в психологии подразумевают совокупность осознанных и неосознанных мыслей, чувств, ощущений, связываемых с травмой, а также методов защиты своего рассудка от нее. В момент опасности человеческое сознание запоминает все, что связано с этой ситуацией.

Расстроенная девушка

Постоянные размышления о своих недостатках приводят к нервным расстройствам

Каждый человек, внезапно ощутив аромат духов, услышав музыкальный ритм, замечает повышение настроения. Бывают случаи, когда у него возникает чувство приближающейся опасности. В психологии эти проявления называют «якорями». В момент психологической травмы сознание по максимуму старается запомнить все, что с ней связано, чтобы в дальнейшем иметь возможность предупредить тело заранее и подготовить его к бегству или борьбе. Таким образом, имеем 2 варианта проявления.

  1. Неосознанные – «якоря».
  2. Осознанные – стойкое проявление психологических особенностей личности.

Источники возникновения и их устойчивость

Людям свойственно ощущать себя некомфортно, когда их критикуют. Разница лишь в том, что для одних критика — стимул для роста над собой, а для других – толчок к появлению неполноценности. Главными источниками, которые зарождают комплексы в индивиде, по мнению психологов, являются:

  • родные и близкие люди (семья, вторая половина, друзья, дети);
  • общество (рабочий коллектив, одноклассники и пр.);
  • личный опыт – далеко не каждый человек способен продолжать свое дело, потерпев фиаско. Сюда же относятся несчастные случаи, ДТП, когда в результате аварии погиб человек, а индивид был за рулем. Многие в таких ситуациях ощущают себя виноватыми, даже если их вины в этом нет.

Связь проблемы воспитания и развития синдрома

Женщина в кабинете психолога

Манипуляции поведением человека через социальные установки и каноны

Проблема закомплексованности изучается уже довольно давно. Главными источниками, формирующими у ребенка расстройства, являются воспитание и среда. С рождения и до поступления в школу ребенок находится под опекой родителей и впитывает все, что они говорят, как себя ведут и относятся друг к другу. Воспитание в семье будет зависеть от реализованности обоих родителей в жизни, как личностей, их мечт, стремлений. Многие родители хотят видеть свое чадо тем, кем они не смогли стать сами или же стараются сформировать у детей свою линию поведения, построив их жизнь аналогично своей.

Главной проблемой является неосознанность выбора при вступлении в брак, неготовность заводить и воспитывать детей. Здесь часто проявляется давление со стороны общества. В недалеком прошлом девочек выдавали замуж в 12–14 лет, когда они были не готовы к рождению детей. Общество, религия навязывают человеку свои каноны, заставляя считать себя неполноценным, если он не вступил в брак в определенном возрасте. Неправильные установки общества проявляются в манипуляции человеком посредством семьи и детей. Сюда же можно отнести дело случая, когда зачатие происходит раньше брака, и только потом организовывается семья.

Классификация

Исчерпывающую информацию обо всех расстройствах дать довольно проблематично. Единственное, что можно сделать, это собрать их по классификации.

  1. Первой разновидностью являются возрастные комплексы, которые появляются в различные периоды жизни и становления личности.
  2. Социальные по большей части возникают в странах, где общество делится на слои. Рассматривая поведенческие особенности людей разных стран, утверждают, что социальные комплексы характерны для людей всего мира.
  3. Физические связаны с увечьями человеческого тела: врожденными или приобретенными.
  4. Авторские концепции относительно комплексов. Здесь имеется в виду описания комплексов согласно Юнгу, Адлеру, Фрейду, в основу которых положено мнение психолога.

В зависимости от оказываемого влияния, проблемы подразделяют на позитивные и негативные. Позитивные комплексы заставляют человека самосовершенствоваться, а негативные вызывают бурю отрицательных эмоций, которые провоцируют появление стресса и серьезных психологических проблем. Кроме того, человеческие комплексы могут быть направлены на окружающий мир и на внутреннее «Я».

Симптоматическая картина

Девушка прячется под одеялом

Нормальный человек не боится общения с другими людьми

Выявить наличие проблемы на начальных этапах довольно сложно. Их влияние лежит в основе появления всевозможных фобических расстройств. Синдром неполноценности физической или психологической является толчком к появлению социофобии, боязни зеркал, фотокамер и пр. Но все же у закомплексованных личностей есть свои поведенческие особенности:

  • странное, порой неадекватное поведение в ответ на поступки других, излишняя эмоциональность в ответ на критику;
  • скованность;
  • повышенная нервная активность перед необходимостью встречи и взаимодействия с посторонними людьми, а иногда даже с близкими.

Отдельно рассматривают поведенческий тип, называемый «без комплексов». Людей, у которых комплексов нет, не существует. Объяснение кроется в том, что у одних людей закомплексованность переходит все границы и мешает им жить, а других комплексы подстегивают к активным действиям. Понятие «без комплексов» подразумевает неадекватное, хамское, вульгарное поведение. Такие индивиды пытаются показать, что пренебрегают чужим мнением, но отчаянно пытаются привлечь внимание общественности к своему поведению.

При нормальном, критичном оценивании себя и своего места в обществе, человек ожидает от людей позитива, не боясь с ними взаимодействовать. Такой индивид воспринимает происходящее с положительной стороны и старается продуцировать позитивные эмоции в социум. Это не значит, что у человека совершенно нет комплексов и переживаний. Комплексы есть у всех без исключения.

Избавление от синдрома

В первую очередь, нужно научиться правильно воспринимать и оценивать себя (внешность, умственные и физические способности). Этим можно заняться самостоятельно или же пройти курс психокоррекции у психолога. Затем нужно определиться с целями, мотивацией и тем, что достигнуто на сегодняшний день — определить уровень самореализации на сегодня. Далее следует решить, что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя несчастным. Следует сменить работу, перестать общаться с определенными людьми, переехать в другой город или отправиться в путешествие.

Практически все комплексы и страхи приводят к разрыву отношений с социумом. Не следует отказываться от общения с людьми. Нужно научиться взаимодействовать с ними и выходить из конфликтных ситуаций. Индивиду лучше записаться на курсы, где ему придется напрямую взаимодействовать с одним партнером или группой людей. Рекомендуется пересмотреть важность ценностей. Комплексы не требуют медикаментозного лечения.

Заключение

Закомплексованность на сегодняшний день является актуальной проблемой. Человеческие комплексы в итоге приводят к расстройству психики. Необходимо бороться с ними самостоятельно или обращаться за помощью к специалистам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Комплексы/Понятие комплексов у человека