Характеристика Эдипова комплекса

Эдипов комплекс у мальчиков наступает на ранних стадиях личностного развития. Начиная с 3-летнего возраста, малыш начинает себя позиционировать, как мужчину, а первой женщиной, в которую он влюбляется, выступает его мать. У девочек состояние влюбленности в отца называется комплексом Электры и проявляется также с раннего возраста.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс — расстройство, названное в честь героя древнегреческой трагедии

Любовь и ненависть к родителям у маленьких детей заложена на подсознательном уровне. Влечение, которое происходит у детей к родителям, является объяснимым явлением.

Идея Эдипова комплекса

Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд описал в своих трудах еще в далеком 1897 году, и он стал одним из основных понятий современного психоанализа. За идею этого расстройства взята историческая трагедия Софокла «Царь Эдип», которая повествует о главном герое по имени Эдип. По сюжету он убил своего отца Лая, короля Фив, не зная о том, что это его родитель. Впоследствии он женился на женщине по имени Иокаста. Узнав от пророка о том, что он живет со своей матерью, а убил отца, Эдип, не выдержав такой правды, лишил себя зрения.

Эта история послужила для Фрейда причиной долгих рассуждений на тему взаимоотношений отцов и детей. После глубокого самоанализа психолог смог провести ряд сходств со своей жизненной ситуацией и поведением до и после смерти отца. Зигмунд Фрейд стал автором этого синдрома. Понятия комплексов Эдипа и Электры пришло на смену теории о соблазнении, став новшеством в мире психологии. Ситуация ревностных отношений детей к родителям выступает основным фактором в развитии невротических состояний.

Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:

  • представление родителей для детей, как сексуальных объектов;
  • эротическое влечение к собственной матери в раннем возрасте у мальчишек;
  • сексуальное влечение к собственному отцу у девчонок;
  • ревностное отношение, споры с отцом;
  • амбивалентные чувства к своему родителю.

Влечение к матери или отцу может быть:

  • осознанным – проявляется у малышей или подростков, когда они понимают происходящее;
  • неосознанное – когда влечение к матери проходит на бессознательном уровне: ребенок слишком привязан к родительнице и не смыслит жизни без нее, поэтому ревностно отгоняет всех и не дает до нее даже дотронуться.

Синдром Эдипа у мальчиков

Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:

  • агрессия по отношению к родителю;
  • враждебное отношение;
  • ревность по отношению к матери.

Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.

Под страхом быть изувеченным, кастрированным, формируется некое «Сверх-Я», которое под собой подразумевает угрызения совести, отвечает за моральное поведение дома и в обществе.

Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.

Комплекс Эдипа

Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу

Расстройство Электры у девочки

Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать. По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки. Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.

Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.

Девушка, в отличие от юноши, не испытывает страха быть кастрированной, поэтому осознание неправильности действия к ней не приходит. Комплекс может оставаться и у взрослых женщин, совершенно не беспокоя его обладательницу.

Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.

Комплекс Электры

Описание комплекса Электры

Понимание комплексов

Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.

  1. Позитивное, когда, по мнению Фрейда, ребенок влюблен в родителя противоположного пола.
  2. Негативный, влюбленность девочки в мать, мальчика в отца.

Понятие комплекса по Фрейду может означать, что ребенок способен занять как позицию любви к матери, так и к отцу. Такое понятие бисексуальности проявляется с ранних лет. Ребенок может отдавать предпочтение любой форме любви, в периоде взросления проявляется позитивное и негативное направление комплекса Эдипа – это норма. Важно, чтобы дитя сделало правильный выбор и выводы, которые пригодятся для дальнейшей жизни.

Последствия

В основном проблема комплексов Эдипа и Электры предстает перед каждым человеком в возрасте трех-пяти лет, когда идет острая потребность внимания со стороны родителей.

Если в детстве не побороть комплекс, то во взрослой жизни это приведет к невротическим расстройствам, связанным с половыми и бытовыми отношениями с другими людьми.

Методы борьбы

Психоаналитик Фрейд описывал избавление от Эдипова комплекса для женщин и мужчин по-разному. Бороться каждый человек должен самостоятельно.

У мальчишек еще в раннем возрасте происходит вытеснение комплекса путем страха кастрации. А комплекс Электры надолго сохраняется, переходя во взрослую жизнь, что способствует подготовке к будущему материнству.

Главную роль в жизни детей играют родители. Модель поведения в семье, отношения между взрослыми оставляют отпечаток в детской психике.

Если отец постоянно обижает мать, то ребенок начинает с новой силой ненавидеть обидчика, что тормозит процесс отпускания любовной ситуации с матерью.

Взрослые должны помочь малышу адаптироваться в жизни, объяснить, что хорошо и плохо. Развивать любовь следует к обоим родителям, ребенок должен понимать: мама и папа – это муж и жена, а когда он вырастет, у него будет свой любимый человек.

  1. Каждый день оба супруга должны говорить ребенку о своих чувствах к нему.
  2. Следует показать модель поведения семьи, расскажите, как должны строиться отношения.
  3. Старайтесь не делать ничего компрометирующего на глазах ребенка, не следует поощрять его ревность.

Заключение

В ходе длительной работы и многочисленных наблюдений за детьми произошло выведение всеобщего Эдипова комплекса. Фрейд сумел заметить универсальные проявления воспоминаний о детстве у множества людей. Если самостоятельно избавиться от комплекса не удается, следует обратиться за помощью специалиста.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
  1. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  2. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  3. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Комплексы/Характеристика Эдипова комплекса