Суть комплекса неполноценности

Многие считают, что они плохо справляются с поставленными задачами. Если подобные мысли ведут к повышению эффективности и улучшению личностных качеств, то это нормально. Если же они со временем превращаются в навязчивые идеи о собственной никчемности, то это говорит о развитии комплекса неполноценности. Подобная проблема, вопреки общественному мнению, может развиться у любого, независимо от его социального статуса, возраста, рода деятельности и т.д.

Комплекс неполноценности

Причины возникновения

Для каждой группы (возрастной, этнической, социальной) характерны различные причины возникновения комплекса неполноценности. Это следствие плохих мыслей, присутствующих в сознании долгое время.

Синдрому неполноценности больше подвержены невротики. Люди, которые часто беспокоятся, не могут найти себе места. Для них характерно развитие навязчивых состояний. Невротики восприимчивы к мнениям окружающих.

Невротические состояния в большинстве случаев зарождаются в раннем детстве и юности.

Развитие у детей

В группе риска находятся дети из неполных и неблагополучных семей. У ребенка чувство неполноценности может развиться вследствие отсутствия любви и опеки со стороны родителей. Люди, недолюбленные в детском и подростковом возрасте, страдают от психоэмоциональных проблем на протяжении всей жизни. Нередко они чувствуют себя одинокими и бесполезными.

Развитие комплекса неполноценности у ребенка из-за родителей

Основные причины появления синдрома ущербности в детском возрасте:

  • Отсутствие внимания, похвалы и ласки со стороны родителей. Далеко не все семьи, в которых растут дети с комплексом неполноценности, являются неблагополучными.
  • Иногда родители настолько озабочены собой, своими проблемами и делами, что у них не остается времени на воспитание ребенка.
  • Постоянное сравнение с окружающими детьми. Многие родители любят привести в пример одноклассника, родственника или друга. Вследствие таких воспитательных мер ребенок замыкается в себе и начинает считать себя хуже окружающих.
  • Чрезмерная опека. Она делает малыша несамостоятельным, неподготовленным к дальнейшей жизни. Попадая во взрослый мир, человек теряется. Несамостоятельность вызывает чувство неполноценности. Чрезмерно заботливые родители подавляют собственное «Я» ребенка.
  • Огромное влияние на развитие личности оказывают родители, их отношение и поведение. Ничто не способно заменить адекватную родительскую заботу, любовь и поддержку. Недолюбленные дети часто бывают агрессивными и озлобленными. Люди, подвергшиеся чрезмерной опеке в детском и подростковом возрасте, во взрослой жизни ведут себя застенчиво и молчаливо.

Комплекс неполноценности у подростка может развиться по причине коллективной травли.

Травля подростка

Дети сами по себе жестоки, поэтому они склонны искать аутсайдера в своем окружении для того, чтобы в дальнейшем унижать его. Если ребенок является жертвой постоянных издевательств, то со временем он начинает думать, что этого заслуживает.

Проявление у женщин

Многие женщины чувствуют подавленность и неуверенность в себе из-за постоянного давления социума. Он диктует, как должны выглядеть и вести себя представительницы слабого пола. Из-за этого женщины, не соответствующие стандартам, испытывают дискомфорт.

Комплекс неполноценности часто развивается у одиноких разведенных женщин.

Этому явлению особенно подвержены те, кого предали партнеры. Они склонны сравнивать себя с новыми избранницами своих бывших.

Большая часть навязчивых мыслей связана с:

  • чувством ненужности и одиночеством (меня никто не любит, я всегда буду одна);
  • внешностью (я некрасивая, толстая);
  • завышенными амбициями (я не могу добиться того, чего я хочу).

Недовольство внешностью

Комплекс неполноценности у женщин может развиться из-за их финансовой, моральной и эмоциональной зависимости от мужчин. Многие, будучи в отношениях, чувствуют постоянное угнетение со стороны партнера. Они выполняют функцию служанок, психологов и любовниц, но сами не развиваются.

Интимная причина появления чувства неполноценности — неспособность получать удовлетворение от классического (вагинального) секса. Более 80% женщин регулярно имитируют оргазм. Большинство из них считают себя фригидными.

Механизмы развития у мужчин

Мужчин воспитывают как защитников, завоевателей и добытчиков. Чувство неуверенности и ущербности зарождается по банальным причинам: из-за небольшого заработка или невысокого социального положения.

У человека развивается комплекс неполноценности тогда, когда ему кажется, что он не соответствует требованием окружающих.

Комплекс неполноценности у мужчин — распространенное явление.

Несостоятельность мужчины - причина

Причины появления чувства неполноценности:

  • внешние недостатки;
  • проблемы в сексуальной жизни (преждевременное семяизвержение, бесплодие);
  • безответная влюбленность (особенно если объект симпатии надсмехается,
  • пренебрежительно относится или игнорирует);
  • отношения с успешной женщиной;
  • бедность.

Мужчины тяжелее переживают финансовую несостоятельность, острее воспринимают отказы.

Симптоматика

Основные симптомы комплекса неполноценности предсказуемы: низкая самооценка, подавленность, неуверенность в собственных силах. Человек, страдающий от чувства ущербности, редко добивается поставленных целей, часто жалуется на самого себя или обстоятельства. Люди с синдромом неполноценности остро реагируют на критику, способны подстраиваться под окружающих, часто оправдываются.

Признаки комплекса неполноценности:

  • пессимистичный взгляд на собственную жизнь;
  • неуверенность в будущем;
  • пассивность, слабохарактерность;
  • регулярная самокритика;
  • отрицание комплиментов, обвинение окружающих в лести.

Развитие комплекса неполноценности

У некоторых людей симптомы проявляются иначе. Психологи отмечают тот факт, что пациенты с комплексом неполноценности часто ведут себя агрессивно и настороженно. Они во всем ищут подвох и пытаются ранить потенциального врага раньше, чем он сам попытается это сделать. У них обычно мало друзей.

Психологический аспект комплекса

З. Фрейд в своих работах говорил о комплексе неполноценности как о многогранном и сложном заболевании. Многие современные специалисты придерживаются точки зрения Фрейда.

Комплекс неполноценности, как и другие психоэмоциональные патологии, зарождается в раннем детстве. Если ребенок ощущает чувство бесполезности и ущербности, то в 90% случаев вина за это лежит на совести его родителей.

Люди, которые получали любовь и поддержку от близких родственников, практически никогда не страдают от синдрома ненужности.

Помощь специалиста

Комплекс неполноценности и комплекс превосходства, с точки зрения психологии, тесно взаимосвязаны между собой. Человек, удовлетворенный собой и своей жизнью, не имеет потребности кому-то что-то доказывать, прикладывать массу усилий к тому, что ему не нужно. Превосходство — это стремление к совершенству, присущее каждому. Комплекс превосходства — это болезненное и гиперболизированное желание быть самым лучшим всегда и во всем.

Лечение

Избавиться от комплекса неполноценности и заниженной самооценки сложно, поскольку для этого придется побороть все навязчивые мысли и не задумываться о собственных минусах. Можно свести неприятные ощущения к минимуму и значительно улучшить общее состояние. Необходимо признать свою проблему и обратиться к психологу или психотерапевту.

Что делать при комплексе неполноценности

Преодолеть комплекс неполноценности у детей: в раннем возрасте от проблемы можно полностью избавиться. Родители, вовремя выявившие зарождение чувства ненужности, могут серьезно помочь. Для этого нужно полностью пересмотреть собственные действия и перестать чрезмерно опекать или ругать.

Заключение

Лечение комплекса неполноценности лучше всего доверить специалисту. Чувство собственной никчемности нельзя игнорировать, поскольку оно подавляет личностный рост и сводит шансы исполнения целей к нулю.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб пособие / М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002. – 218 с.
  2. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
  3. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
  4. Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.
Главная/Комплексы/Суть комплекса неполноценности