Психология и развитие синдрома жертвы

Наверняка вы встречались с людьми, которые постоянно жалуются или попадают в неприятности, но не делают активных попыток решить свои проблемы. Они не слушают разумных советов и постоянно соглашаются на разрушающие отношения, терпя насмешки, издевательства и даже противоправные действия. Обычно так внешне выглядит синдром жертвы в отношениях. Психологи выявляют несколько причин такого поведения.

Мужчина замахивается на женщину

Комплекс жертвы формируется с детства

Все начинается с детства

В раннем детстве каждый ребенок стремится постоять за себя и решить маленькие проблемы самостоятельно — без посторонней помощи научиться ходить, проверить на вкус содержимое маминой косметички или постараться справиться с трудной ситуацией. Однако столкновение с непреодолимым препятствием или наказанием взрослых приводит к тому, что ребенок впервые чувствует себя жертвой. И, в зависимости от разрешения такой ситуации, он может выбрать для себя поведение жертвы в качестве способа самозащиты, которое постепенно укрепляется. Чаще всего психологический комплекс жертвы формируется в следующих обстоятельствах:

  • Если ребенок часто болел, был физически слаб или лежал в больнице. Частые болезни, постельный режим мешали ему развиваться, взрослые требовали, чтобы он мало двигался, больше лежал и выполнял рекомендации врача, что тормозило его развитие. В конце концов, выздоровев, ребенок начинает сам верить в собственную беспомощность и считает себя слабым, неспособным добиться своих целей.
  • Если ему удавалось добиться внимания и любви посредством болезни, трудностей, что было связано с поведением взрослых или же на ребенка обращали внимание, когда он простужался, он тоже начинает чувствовать себя жертвой.
  • При меланхолическом темпераменте или если в семье господствует культ физической силы. Когда ребенок не соответствует по личностным особенностям требованиям семьи, то он начинает чувствовать себя жертвой.
  • Если он не мог защитить себя от хулиганов или на него оказывалось в семье давление, которому он не мог противиться. Его обижал старший брат, сестра или родители выбрали авторитарные методы воспитания.
  • Формы жестокого обращения в семье, насилие, грубость, хамство, отсутствие уважения.
  • Если ребенка постоянно пугали или от всего ограждали, оберегая от малейших препятствий.
  • Если при неудачах его постоянно утешали, баловали, уделяли внимание, а в другое время этого не было.
  • Если в семье взрослые привыкли постоянно жаловаться на жизнь, судьбу, перекладывали ответственность на других вместо того, чтобы самостоятельно решать проблемы.
  • Если ребенка считали виновным в неприятностях взрослых.

Стоит учитывать, что комплекс жертвы чаще закрепляется у детей астенической комплекции, меланхолического темперамента. Особенно если страданиями им удается добиться любви и внимания близких людей, а затем проецируется и на дальнейшие отношения во взрослой жизни.

Проявление у женщин

Женщина сидит на полу

Проявление комплекса часто происходит неосознанно

Отчасти это связано российским менталитетом и окружением девочки в детстве. Если мама постоянно страдала от выходок мужа, но не разводилась с ним, терпела негативные обстоятельства ради детей, то у дочери может постепенно закрепиться базовая установка, что «все мужчины злые», от них стоит держаться подальше. Она может постепенно привыкнуть к жестокому обращению отца и считать его нормой, даже и не пытаясь бороться с обстоятельствами. Став взрослой, она может подсознательно выбрать мужчину, склонного к насилию и жестокому поведению. В других обстоятельствах комплекс жертвы у женщин формируется, если через страдания и переживания удавалось получить какую-то выгоду, любовь и внимание. Это может происходить неосознанно. Чаще всего комплекс жертвы в отношениях с мужчиной формируется в следующих ситуациях:

  • Если насилие в семье — это норма. Мать жалуется при дочери на поведение отца, но не разводится с ним, и дочь принимает его поведение за норму и во взрослой жизни стремится к отношениям с подобными мужчинами.
  • Если в семье прослеживается культ мужской силы, настоящими считаются только брутальные мужчины. Люди такого склада могут быть склонны к эмоциональному насилию и агрессивности, что может провоцировать жестокое поведение.
  • Если девушка не может добиться ответной любви и не знает, как это сделать, но очень боится одиночества и хочет замуж. Часто мужчины сами садятся к ней на голову, и она выбирает тех, кто импульсивен, ревнив и эмоционально холоден. Чаще это связано с тем, что в детстве она не получала ласки и тепла от отца или он был слабым человеком, которого она не уважала.
  • Психологическая игра. В ее основе лежат бессознательные механизмы, возникающие в далеком детстве.

Чаще всего в основе поведения жертвы лежит игра «Побейте меня». Пытаясь привлечь к себе внимание или сохранить отношения, женщина начинает требовать от мужчины не ласки, а агрессивности. Такими женщинами придумана пословица: «бьет — значит, любит». В основе такого комплекса лежит глубокое неуважение и презрение к себе (я недостойна ласки, так пусть хотя бы будут тумаки), вызванное ближайшим окружением и специалисту может потребоваться немало времени, чтобы убрать разрушающие установки.

Способы лечения

Синдром жертвы в психологии — одна из форм саморазрушения, многие механизмы которой заложены в глубоком детстве.

Самостоятельно справиться с ним бывает трудно, но если человек замечает у себя черты жертвы, то он может преодолеть этот синдром самостоятельно. Первый шаг начинается с осознания проблемы. Пока клиент считает жестокость, холодное отношение нормой или думает, что он этого заслуживает, исправить ничего нельзя. Избавиться от комплекса жертвы в тяжелых случаях можно только в кабинете хорошего психолога, но в некоторых ситуациях могут помочь простые рекомендации:

  • Перестаньте воспринимать жестокость как норму — вы не заслужили такого обращения, даже если мучитель может защитить вас от жизненных бурь, с которыми трудно справиться самостоятельно. Холодность, эгоистичность, игнорирование, агрессивное и противоправное поведение — отклонения от нормы, которых вы не заслужили.
  • Вы не отвечаете за мысли, чувства и беды в жизни других людей — не позволяйте никому навязывать себе чувство вины. Рядом с вами могут оказаться люди, имеющие привычку перекладывать ответственность за свои неудачи на других.
  • Разжалобив других, вы можете получить некоторые выгоды, но не истинную любовь и внимание. Со временем жалобы и постоянные попытки вытащить вас из негативной ситуации будут только раздражать, и окружающие перестанут реагировать на вашу подавленность и негатив.
  • Научитесь самостоятельности. Некоторые трудности преодолимы, если вы начнете действовать самостоятельно и сами решать свои проблемы, даже когда окружающим кажется, что вы на это неспособны. Помните, что многие люди способны на большее, чем им самим кажется.
  • Не ищите в себе недостатки и не считайте, будто сами виновны в том, что с вами ведут себя жестоко — психологическое влияние комплекса жертвы может создать ложное впечатление о том, что вас не любят за некоторые особенности, которые вы считаете недостатками. Окружающие могут действовать в своих интересах, мешая вам проявлять свою индивидуальность и навязывать чувство вины, чтобы не делать то, что, по их мнению, они обязаны делать для вас. Гораздо проще обвинить других людей в своих неприятностях, чем прямо признаться в том, что не хочется что-то делать.
  • Полюбите себя со всеми особенностями, достоинствами и недостатками.

Комплекс жертвы распространен в современном обществе. Его носителями часто становятся талантливые и доброжелательные люди, не умеющие выразить свои эмоции открыто. Им стоит научиться противостоять манипулированию и не поддаваться на провокации, навязывание чувства вины и агрессивное управление, тогда комплекс жертвы может быть успешно преодолен.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
Главная/Комплексы/Психология и развитие синдрома жертвы