Обучение нейролингвистическому программированию

Сегодня НЛП — один из самых популярных способов воздействия на человеческое сознание. Благодаря нейролингвистическому программированию удается понять причины многих психологических расстройств и эффективно их устранить. Метод способствует глубокому осознанию своей сущности, пониманию основ общения с окружающими.

НЛП

Изменение субмодальности

Элементы, составляющие полную картину человеческого восприятия реального мира, называются субмодальностями. Начать изучение НЛП лучше с субмодальностей. Смена некоторых элементов, составляющих основу восприятия мира, позволяет преобразовать свои реакции на определенные события из жизни, провести эффективную переоценку ценностей и своих поступков, сменить поведенческую линию. Техника смены субмодальностей позволяет изменить отношение человека к определенным событиям, людям.

Следуя полному практическому руководству НЛП, нужно действовать по схеме.

  1. Определяем ситуацию или личность, которые вызывают негативные ощущения.
  2. Определяем ситуацию или личность, вызывающую положительные эмоции.
  3. Находим отличия между ситуациями и субмодальностями.
  4. Производим замену субмодальности первого случая на субмодальность второго.

Разбираясь в вопросах касательно общения с окружающими, можно определить множество нюансов. Эффективные формы общения с одними людьми будут полностью неэффективны в общении с другими. Чтобы исправить ситуацию с общением в лучшую сторону, используют приемы репрезентации. Практика обучения НЛП подразумевает использование различных приемов и техник, позволяющих эффективно улучшить коммуникативные особенности человека.

Важно понимать особенности функционирования человеческого организма. Принимая информационный поток, поступающий извне, индивид всегда использует органы чувств. В нашем теле находится множество чувствительных нервных рецепторов, позволяющих получать и предоставлять информацию. Весь человеческий опыт складывается из следующих модальностей:

  • зрительных;
  • слуховых;
  • вкусовых;
  • обонятельных;
  • тактильных.

Существуют и другие, но их роль в восприятии информации вторичная. Эти модальности называют системой репрезентации. Получив информацию, рецепторы передают ее в мозг, который обрабатывает и посылает назад определенные эмоции.

У каждого индивида есть собственная карта восприятия, которая никогда не будет истиной, а только отражением субмодальностей определенного индивида. Зная о наличии карты, можно влиять на восприятие информации человеком, с которым общаетесь в этот момент при помощи НЛП.

Моделирование правильной постановки цели

Дротик

Практическая психология НЛП для начинающих включает моделирование целей по SMARTEF технологии. Это позволяет многократно увеличить вероятности реализации.

Упражнения нейролингвистического программирования подразумевают постановку четкой цели, которая должна быть:

  • измеримой;
  • манящей;
  • реальной;
  • ограниченной временем, на достижение;
  • полезной;
  • положительной.

Стратегии творчества Уолта Диснея

НЛП самостоятельно можно учить по системе американского мультипликатора Уолта Диснея. Суть методики заключается в трех-этапном подходе к любому вопросу:

  • мечта;
  • реальность;
  • критика.

Техника называется имаджениринг. Каждая из 3-х сторон восприятия позволяет внести коррективы в поиск решения проблемы. Главной функцией мечты является решение проблемы на начальном этапе. Человек должен увидеть структуру своего плана и мысленно воссоздать макет цели.

Реальность заключается в поиске настоящих способов достичь цели. Реальные инструменты помогут превратить абстрактную цель в нечто материальное. Реальность заставляет совершать переход от мысли к активным действиям.

Критика проводит оценку реальных действий. Прием позволяет найти слабые стороны в собственном плане и быстро его скорректировать. Критическая оценка позволяет увидеть вторичные выгоды от выполнения/невыполнения плана.

Прием Уолта Диснея

Работа на логических уровнях

Учебники НЛП описывают несколько степеней принятия реальности индивидом, от чего зависит то, как он ее проживает. Все реальности располагаются параллельно и взаимодействуют друг с другом. Человеку полезно осознавать реальные события на всех уровнях. Это дает возможность понимать свои внутренние побуждения и моделировать реакции относительно определенных событий, людей, восприятия информации.

Важно осознать, что уровни логики, располагающиеся на самой верхушке, не могут функционировать без нижних, т. к. воплощаются за их счет. Низшие уровни подчиняются высшим. Формирование целей и осознание проблем приходит на нижних уровнях. Но, исходя из системы управления на уровнях, решать проблемные моменты следует на высших уровнях. Лучшим методом решения проблем является нахождение их истоков.

Проработка логических степеней является одной из самых эффективных методик взаимодействия жизненных установок с индуцированными целями. Все, чего хочет достичь человек, должно находиться в полной гармонии с высшими уровнями, т. е. соответствовать понятиям, убеждениям, личным ценностям и восприятию мира.

Техника «взмах»

Техника НЛП

Одна из техник НЛП гипноза получила название «взмах». Позволяет за короткий срок сменить восприятие и деструктивный тип мышления на конструктивный. В результате работы с техникой, индивид получает возможность сменить восприятие собственного образа. Применяется в самых разных сферах жизни. Позволяет эффективно устранить вредные привычки, скорректировать проблемное поведение у подростков.

Техника состоит в освоении умений управления собственным сознанием. Изначально определяется контекстная ситуация – момент, который нужно изменить. Далее определяются факторы запуска, т. е. реакции, вызывающие рвение реагировать стандартным способом. Этот этап считается самым важным, т. к. часто может проявляться неосознанно.

Затем создайте образ в подсознании, которого хотели бы достичь. На следующем этапе сделайте взмах – смените привычную модель восприятия на созданный положительный образ. Эффективность методики состоит в быстрой смене негативной картинки на положительную. Как только пройдете этап взмаха, проверьте приспособленность образа к реальности, его работоспособность и подстройку к будущему.

Генератор новой поведенческой реакции

Прием НЛП, позволяющий быстро справиться с автоматическими реакциями на определенные события. Методика позволяет устранить проблемы с самооценкой, обрести положительный опыт и перестроить свою поведенческую линию. Техника состоит из нескольких этапов, которые нужно пройти, чтобы достичь успеха.

Определите проблему. Примите ее, проживите. Представьте все до самых мелких подробностей. Лучше заниматься этим в тихой, спокойной обстановке, чтобы вас никто не отвлекал. Примите удобное положение и закройте глаза.

Проживайте ту же ситуацию, только смотрите на нее, как посторонний человек. Представьте свою реакцию, производимую, как будто другим человеком. Проанализируйте со стороны, что можно изменить, решите, почему вы поступаете так.

Теперь представьте все ту же картину. Теперь ваша модель поведения изменена. Прокрутите со стороны эту модель, решите, насколько правильно вы поступаете теперь. Новый результат должен приносить вам удовлетворение. Если этого не происходит, меняйте модель поведения еще раз.

Суть методики в построении нового эффективного модуля, который станет новым шаблоном реагирования на определенную ситуацию. Закрепите его, доведите до автоматизма.

Рефрейминг

Пазлы

Часто происходит так, что проблемы не уходят очень долго и причин явных для этого нет. Главной проблемой в такой ситуации становится собственное подсознание, которое адаптировалось жить с проблемой и считает ее нормой. Подсознательно человек считает, что нынешнее положение самое удовлетворительное, поэтому ничего не меняет. Изменить такой настрой помогает шестишаговый рефрейминг.

Пошаговая инструкция по рефреймингу

Основная работа проводится в медитативном состоянии. В этот момент сознание наиболее восприимчиво к информированию, в отличие от стандартного состояния, когда субличности блокируют правильное восприятие.

  1. Прилягте на пол. Закройте глаза. Расслабьте тело. Напрягайте и расслабляйте их поочередно, начиная с верхнего плечевого пояса и шеи. Тело тяжелеет, как будто вдавливается в пол. Глаза закрыты. Мыслей в голове нет, а, если приходят, их нужно постараться прогнать. Концентрируйтесь на дыхании. Дышите медленно, размеренно.
  2. Представьте большой белый экран.
  3. Когда белый экран будет перед вами, спросите у сознания о готовности к сотрудничеству. На экране будут отражаться ответы сознания.
  4. Получив положительный ответ, можете задать любой вопрос, подразумевающий ответы да/нет.
  5. Постарайтесь узнать у подсознания, какие выгодные моменты оно видит в проблемной ситуации, которую не желает решать. Постарайтесь найти другой метод удовлетворять потребность подсознания.
  6. Расслабьтесь, полежите немного. Позвольте своему сознанию обработать полученную информацию. Посчитайте от 1 до 10 и откройте глаза.

Самостоятельная работа позволяет улучшить состояние и решить многие проблемы. Более эффективной процедура будет, если пациент в момент рефрейминга находится под гипнотическим воздействием. Для этого можно воспользоваться услугами психолога гипнолога.

Модерация личной истории

Эта техника эффективна в случаях, когда проблема возникает в связи с событиями прошлого. Модерация личной истории позволяет быстро устранить негативные установки, избавиться от предрассудков, изменить стереотипный тип мышления.

Определите ситуацию и свое состояние. На эти 2 элемента установите якорь. Он нужен, чтобы привести подсознание к началу – истокам проблемы, понять, когда ощущение возникло впервые. После того, как ситуации определены, отпустите якорь и сделайте возврат к первой ситуации. Вам нужно осознать, какие ресурсы были затребованы для решения ситуации. Найдите ресурс и установите якорь на него. Затем снова вернитесь в первую ситуацию и примените ресурс. В качестве якорей используйте звучные фразы.

Заключительная часть

Существует огромное количество техник НЛП, которые позволяют быстро избавиться от многих проблем, смоделировать поведение и улучшить свое самочувствие. Все они базируются на высоком уровне самоконтроля собственного сознания. Некоторые техники: репрезентация, позволяют улучшить коммуникативные навыки и эффективно преподносить информацию окружающим.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
  3. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
Главная/Гипноз/Обучение нейролингвистическому программированию