Высокая восприимчивость к внушению

Сами того не замечая, люди получают внушения от своего окружения и в той же мере сами влияют на других. Все верования, идеи, помыслы, вплоть до характеров и нравов, поддаются внушению. Это эффективное средство, позволяющее управлять разными формами состояния. Оно активно применяется в медицине, спорте, педагогике. Главная задача воздействия — нести позитивные моменты и учить извлекать пользу. Но есть категория людей, которым особенно легко навязывать свои идеи, мысли, соображения.

Внушаемость

Что такое внушаемость

Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.

Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.

Плюсы и минусы качества

Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.

Позитивные качества:

  • наличие талантов;
  • легкое и быстрое восприятие любой информации;
  • пластичность психики и логики;
  • высокая обучаемость.

К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.

Негативные качества:

  • быстрая смена мнения;
  • попадание под влияние мошенников или аферистов;
  • появление частых конфликтов от разнообразия мнений.
Конфликт

Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости

Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.

Показатели внушаемости

Внушаемые персоны слепо следуют советам, даже если хотели поступить по-другому. Они легко могут менять свои взгляды, мнения, склонны к раздражению и подражанию.

Показатели внушаемости:

  • робость, зависимость, доверчивость;
  • впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
  • тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
  • подвержены влиянию гипноза;
  • неуверенность в собственных силах и утверждениях;
  • медлительность мышления;
  • наличие расстройств психики;
  • склонность к подражанию.

Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

  • степень важности информации;
  • усталость и дефицит времени;
  • стресс и давление со стороны;
  • неопределенность в выборе;
  • психологическая неустойчивость;
  • алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Степени внушаемости

В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:

  • малообразованных;
  • с психическими расстройствами;
  • склонных к истериям.

Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:

  • под влиянием алкоголя;
  • в состоянии стресса;
  • во время истерик;
  • у детей 7-11 лет.
Стресс

В состоянии стресса человек становится более внушаемым

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Заблуждения

Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.

К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.

Некоторые психологи изучают силу внушения, как метод борьбы с болезнями. В категории больных есть те, которые сами себе внушили заболевания.

Состояние повышенной внушаемости

Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.

Гипноз

Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью

Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  3. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  4. Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.
Главная/Гипноз/Высокая восприимчивость к внушению