Правила лечения заикания у детей

Сложные отклонения речи у детей называют логоневрозом или заиканием. Патология связана с психогенными факторами и физиологическим развитием. Характеризуется нарушениями целостности произносимой речи и ее плавности. Проявляется патология многократным повторением согласных звуков, паузами, нерешительностью в речи. Заикание у детей

Причины патологии речи

Наиболее распространенные причины заикания у детей:

  • гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
  • синдром постстресса;
  • факторы генетики;
  • травма ЦНС при рождении;
  • реакции судорожные;
  • травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
  • нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
  • наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
  • психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).
Конфликт в семье

Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте

Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.

Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.

Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов. В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин. днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.

Важно понимать, что заикание не появляется без причины. Сложности могут наблюдаться только в определенных ситуациях, когда малыш чувствует себя некомфортно.

На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.

Терапия для детей

Для избавления от проблемы существует масса методов. Их подберут невролог и логопед. Обычно для малыша 4 лет исцеление базируется на комплексе мероприятий:

  • коррекция речи логопедом;
  • контроль дыхания;
  • массаж;
  • использование компьютеризованных программ коррекции речи;
  • медикаментозное лечение;
  • работа родителей.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа с заикающимися детьми направлена на освобождение речи от напряжения. Этому способствует ежедневная артикуляционная гимнастика. Проводят ее перед небольшим зеркальцем. У малышей артикуляционный аппарат работает недостаточно слаженно. Им изначально сложно поднимать язык к небу, сворачивать его трубочкой, т. е. необходимо разработать мышечную систему. Цель заключается в постановке правильной уверенной артикуляции, плавной, ритмичной речи. После гимнастических упражнений можно переходить к более сложным заданиям — постановке звуков.

До 5 лет звуки детям не ставят. Логопедические методы лечения заикания больше направлены на работу с артикуляцией, разработку мелкой моторики, развитие дыхательной системы и познание окружающего мира. Особенно важно правильное дыхание, когда лечится заикание у трехлетних детей, в анамнезе которых просматривается раннее развитие связной речи. Для пятилетних малышей разрабатываются специальные упражнения, направленные на развитие устной речи, общение с окружающими. По мере возрастания речевой самостоятельности ребенка упражнения усложняют.

Ребенок у логопеда

Логопедическая коррекция — эффективный способ лечения заикания

Дыхательные упражнения

Система упражнений подбирается по возрастным особенностям малыша. Цель — разработать диафрагму и ввести ее в процесс речеобразования, что позволит сделать подвижнее связки. В процессе речи, они будут полностью смыкаться. Дыхательные упражнения для ребенка часто дополняют различными методиками релаксации.

Малышам обычно предлагают надувать воздушные шары, мыльные пузыри. Хорошим вариантом будет посещение бассейна. Там учат правильному дыханию и различным упражнениям, развивающим диафрагму.

Точечный массаж

Физиолечение при заикании у детей базируется на массаже. Точечные виды позволяют воздействовать на плохо функционирующие нервные рецепторы посредством механического раздражения чувствительных точек на теле. Результат может быть заметен уже после первого сеанса массажа.

Компьютеризованные программы коррекции речи

Помочь ребенку быстрее справиться с заиканием способны специально разработанные программы, синхронизирующие центры речи и слуха. Произнося слова и фразы в микрофон, ребенок слышит свою речь через наушники уже измененной. Программа задерживает слова на доли секунды.

Со временем малыш подстраивает свою речь под машинную. При помощи этой программы можно прорабатывать реальные жизненные ситуации, в которых возникает яркая симптоматика логоневроза: гнев, сожаление, недовольство. Программа дает собственную оценку тому, как пациент справился, и подсказывает, что нужно откорректировать. Метод является прекрасным дополнением, когда логопедические занятия у школьников не дают желаемого эффекта.

Медикаментозная терапия

Лекарство от заикания у детей применяется в качестве дополнительного метода. Обычно используются препараты, улучшающие работу мозга, снижающие возбуждение ЦНС и повышающие иммунитет. Гомеопатические средства прописывают для улучшения сна и повышения общей сопротивляемости организма. Их подбирают в индивидуальном порядке, если у малыша нет аллергии на травы.

Гомеопатические средства

Гомеопатические средства назначаются детям для повышения иммунитета и улучшения сна

«Тенотен детский» при заикании эффективен, когда патология спровоцирована переутомлением, повышенными нагрузками. Улучшает работоспособность мозга, снижает восприимчивость к стресс-факторам психологического характера. Улучшает память. Показан при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, нарушении внимания и координации, расстройствах вегетососудистой системы.

«Фенибут» при заикании у детей оказывает положительное влияние на работоспособность мозговых центров. Относится к группе ноотропов, обладает умеренным эффектом транквилизатора. Препарат улучшает кровообращение в мозгу. Таблетки от заикания для детей «Фенибут» используют в серьезных случаях, когда патология речи сопровождается дополнительными симптомами невроза:

  • нарушения сна;
  • астения;
  • тики нервные;
  • энурез;
  • фобии.

Работа родителей

Коррекция заикания у детей младшего дошкольного возраста начинается с улучшения психогенной обстановки. Во многом это зависит от родителей. С них ребенок берет пример. Перед малышом нельзя ругаться. Категорически запрещается закрывать его в комнате, выключать свет на ночь, если он этого боится, и стыдить за речь, страх и др. недостатки.

Методика исправления заикания у детей будет неэффективной, если родители этому не будут способствовать.

Перед малышом говорить нужно правильно, четко и внятно. Никакого сюсюканья и уменьшительно-ласкательных названий предметов. Важно не только самим соблюдать эти правила, но и приучить к этому остальных взрослых, общающихся с ребенком. Работа с детьми на всех уровнях позволяет не дать болезни перейти в хроническую форму и избежать появления рецидивов в подростковом и взрослом возрасте.

Лечение заикания у подростков

Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

Как борются с заиканием у подростков:

  • проводится работа с психологическим состоянием;
  • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
  • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

Лечение заикания у подростков нацелено на повышение самооценки.

В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

  • речь должна быть плавной;
  • концентрация на дыхании необходима;
  • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха; представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

Заключение

Методики лечения заикания у подростков и детей заключаются в улучшении психологической ситуации, коррекции речи, повышении иммунитета. Чтобы избавиться от проблемы, нужно больше читать ему, проводить артикуляционную гимнастику, делать массажи и принимать препараты, способствующие улучшению кровообращения в мозговых центрах.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Невроз/Правила лечения заикания у детей