Особенности ситуационного невроза

Среди болезней психогенного характера самым распространенным является невроз. Вызвать заболевание могут психотравмирующий фактор или ситуация. В первом случае имеем дело с одноразовым и кратковременным явлением, во втором случае — с нервным заболеванием, развивающимся под действием постоянного стресса. При своевременном лечении от невроза можно избавиться, для этого необходимо узнать о причинах заболевания и о путях его лечения. Невроз

Суть проблемы

Ситуационный невроз включает в себя группу расстройств различного характера, спровоцированных психогенной ситуацией, т. е. длительным стрессом. Второе название заболевания — психастения. Клиника отличается преобладающими астеническими проявлениями, значительным временным или длительным снижением физической активности. Течение заболевания обратимо при своевременно оказанной помощи.

Суть проблемы заключается в нарушении функциональности высшей нервной системы. Механизм развития — действие психогенных раздражителей. Большая роль отводится даже не самой ситуации, а ее восприятию человеком, адаптивными особенностям его организма.

Под действием разных факторов могут проявиться следующие отклонения, спровоцированные нарушением деятельности ЦНС:

  • временно повышенная эмоциональность;
  • невротический синдром;
  • глубокий невроз;
  • прогрессирующая форма психоза.

Взаимодействие психотравмирующей ситуации и личностных установок генерирует основную цепь невроза. Дальнейшее развитие событий, т. е. разрешение личностного конфликта и успешное преодоление его последствий для нервной системы или формирование расстройства с нарушением структуры личности, полностью зависит от адаптационных способностей организма. Под действием стресса ЦНС мобилизует все силы организма и бросает их на борьбу с раздражителем. Это выявляется в ускорении обменных процессов, улучшении работоспособности. Если организм успешно приспособился работать, не обращая внимания на психогенную ситуацию, невроз не развивается. При неспособности адаптироваться происходит нарушение высшей нервной деятельности.

Невроз

Проблема невроза заключается в неспособности организма адаптироваться к происходящей ситуации

В любых своих проявлениях ситуационная форма невроза предполагает кислородное голодание мозга, что ведет к деформации нервных клеток. Симпатоадреналовая система спазмирует, за счет чего сосуды сужаются, ток крови снижает свою скорость. С целью сохранить организм нервная система перенаправляет ток крови в жизненно важные системы. За счет гормонального всплеска ткани становятся более восприимчивыми к воздействию катехоламинов, которые вырабатываются организмом в больших количествах. Это обуславливает появление таких симптомов, как нервозность и необоснованные страхи.

Психотравмирующие факторы

Неврозы появляются в основном под действием определенных личностных установок, приобретенных в процессе жизни, и сформированных еще в детстве поведенческих реакций. Например, человек расстраивается, когда не достигает определенного результата или не получает желаемого. Восприятие этого факта закладывается в детстве. Адекватная реакция на неудачу предполагает установку: «Сегодня не поучилось, я недостаточно постарался. Завтра исправлю свои ошибки и достигну нужного результата». При неадекватной реакции человек начинает заниматься самобичеванием, винит себя во всем и не может сконцентрироваться на продолжении деятельности. Возникают навязчивые мысли, от которых сложно избавиться усилием воли.

Невроз формируется на фоне неразрешенной проблемы личного характера. В большинстве случаев — из-за разногласий в семье. Этот фактор одинаково негативно сказывается на психике взрослых и детей.

Толчком к развитию невроза может стать гормональная перестройка организма в пубертатном периоде. Этот момент сопряжен с активным формированием у детей личностной структуры. Подросток начинает осознавать и «создавать» себя как полноценного члена общества. Также добавляется стресс от получения большого потока информации в процессе обучения.

Клиническая картина

Физиологические симптомы невроза схожи со многими системными заболеваниями: болезнями сердца, почек, печени, опорно-двигательного аппарата.

Заболевания нервной системы отмечаются с одинаковой частотой у людей обоих полов и в любом возрасте. Изменения на клеточном уровне приводят к гипоксии, что проявляется:

  • головными болями;
  • временным или длительным снижением физической активности;
  • нервозностью;
  • неадекватными поведенческими реакциями;
  • истерическими припадками;
  • нарушением режима сна.
Бессонница

Нарушение режима сна — признак невроза

У большинства пациентов наблюдается нарушение аппетита: его отсутствие или переедание. Многие больные активны ночью, а днем ощущают упадок сил.

Со стороны сердечно-сосудистой системы могут наблюдаться:

  • учащенное сердцебиение;
  • приступы удушья;
  • вялость мышц.

При усилении действия психогенного фактора наблюдаются диарея, рвота и недержание мочи. При длительном стрессе — терморегуляционная дисфункция. Температура варьируется от 35,5 до 37,3⸰. Пациент жалуется на озноб, тремор в пальцах. Не редкость накожные высыпания и зуд. На голове могут наблюдаться зудящие прыщи.

Основным симптомом невроза является нарушение поведенческих реакций, нестабильное психическое состояние.

Пациенты становятся тревожными, переживают панические атаки. Появляются навязчивые мысли, которые мешают концентрироваться на работе, и фобии. Навязчивость приводит к появлению компульсий (ритуальных движений, действий). Это проявление обусловлено попытками нервной системы защититься от психотравмирующего фактора. Сюда относятся частое мытье рук, постоянные проверки: закрыта ли входная дверь, выключены ли бытовые приборы. Со временем эти действия выполняются не один раз, а постоянно. Даже на работе человек не может сконцентрироваться и пытается вернуться домой, чтобы выполнить что-то. Существуют и более серьезные отклонения подобного типа:

  1. Поиск во всех сферах деятельности чисел, которые якобы преследуют человека, принося ему неудачи.
  2. Раскладывание предметов в определенном порядке.
  3. Отказ от посещения многолюдных мест, езды в общественном транспорте и пр.

Человек постоянно ощущает агрессию. Появляются мысли о нанесении вреда окружающим или себе. Мозг часто воспроизводит страшные, странные картины. Некоторые случаи сопровождаются затяжной клинической депрессией, когда пациенты по несколько дней спят, но все равно ощущают себя уставшими.

Лечение ситуативного невроза

Терапия ситуационного невроза предполагает использование различных общеукрепляющих мероприятий, обучение эффективным тактикам расслабления, адаптацию человека, купирование основных симптомов. Каждый отдельный случай рассматривается в индивидуальном порядке. Препараты и мероприятия лечения полностью зависят от конфигурации, агрессивности нервных расстройств и сопутствующих физиологических отклонений.

Медикаментозное лечение

Чтобы расслабить нервную систему, сохранить ее мобильность и купировать разрушение нейронов, назначают:

  • растительные препараты на основе корня валерианы, цветков ландыша, ромашки лекарственной, женьшеня, девясила, зверобоя, боярышника, пустырника;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы.

Легкие формы невроза не требуют особого вмешательства психолога. Лечение проводится в домашних условиях. Оно предполагает регулирование режима дня. Рекомендован сон не менее 8 часов в сутки, а также общеукрепляющие процедуры. При мышечном гипертонусе показаны физиопроцедуры, включающие электросон, массаж, лечебную физкультуру. Седативные лекарства назначают при легком нервном расстройстве. При наличии диареи во время нервного срыва прописывают «Персен» с «Нош-Пой» на 2 недели, затем «Но-Шпу» отменяют, а «Персен» продолжают пить на протяжении 2 месяцев. Это позволяет эффективно устранить мышечный спазм в желудке и снять напряжение нервной системы. Для восстановления нейронной связи применяют «Глицин» и витаминные комплексы.

Антидепрессанты применяют при более серьезных патологиях для купирования непосредственно депрессии и панических атак. Транквилизаторы применяют реже, в запущенных случаях, когда наблюдается неадекватная реакция. Назначают их курсом максимум 2 недели.

Психотерапевтические методики

Психотерапевт подбирает мероприятие для модерации поведения в зависимости от особенностей пациента. В одних случаях — это занятие в группах, в других — индивидуальный прием. Методики могут включать гипноз, самовнушение, упражнения на адаптацию, арт-терапию, музыкотерапию и др.

Основная цель работы с пациентом — выяснение причин. Отталкиваясь от этого, выстраивается причинно-следственная связь (делает это сам пациент). Важно, чтобы человек понял, почему определенный фактор вызывает у него такую реакцию. Невроз является совокупностью поведенческих реакций, представляющих собой вырабатываемый годами устойчивый рефлекс, любую нервную реакцию можно преобразовать.

Пациентов обучают приспосабливаться к условиям жизни рядом с раздражителем, т. к. устранить его никогда не получится. Во многих ситуациях, достаточно научиться расслабляться. Для этого предназначены медитативные практики.

Заключение

Ситуационная форма невроза — заболевание, обратимое при своевременном лечении.

Возникает на фоне расстройства ЦНС из-за разрушения нейронных связей. Диагноз собирательный, включает несколько видов расстройств. Лечение подбирается в зависимости от симптомов и их агрессивности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
  4. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
Главная/Невроз/Особенности ситуационного невроза