Качества характера, необходимые лидеру

Для большинства организаций актуальна проблема кадров. Характеристики специалистов, занимающих те или иные должности, напрямую влияют на качество работы. Не все руководители способны эффективно воздействовать на коллектив, побуждая его давать высокие показатели. Объясняется это тем, что не всегда в компании должным образом рассматривают понятие лидерства. Но от этого качества человека во многом зависит благополучие организации, потому что благодаря таким управленцам не только повышается производительность труда, но и изменяется мышление сотрудников.

Кто такой лидер

Стать лидером может практически каждый человек, но для этого необходимо приложить определённые усилия. Но основная проблема лидерства в том, что не во всех организациях понимают важность этого явления.

Определение и признаки лидерства

Термин лидер переводится как «ведущий, идущий впереди». Определение лидерства многогранно. Это процесс, в ходе которого оказывается влияние на людей, объединившихся для достижения общей цели. Под ними могут подразумеваться установки, заложенные в основу деятельности различных организаций. Во главе стоит человек, наделённый определённым набором качеств.

Стать лидером можно, воздействуя не на всю компанию в целом, а на отдельных сотрудников, являясь для них авторитетом.

Сущность лидерства выражается в:

  • доминировании над другими членами группы благодаря наличию признаков, которых нет у других представителей коллектива;
  • признании прочими членами группы данных свойств;
  • достижении конкретных результатов вследствие влияния лидерства.

Это основные составляющие лидерства, без которых оно существовать не сможет.

Определение лидера

Отсутствие хотя бы одного компонента приведёт к дисбалансу.

Выделяют следующие признаки лидерства:

  • лидер имеет мотивацию и мотивирует окружающих на совершение активных действий;
  • существуют видимые положительные результаты или ожидается их появление в ближайшем будущем;
  • лидер готов к самосовершенствованию и может приспособиться к любым изменениям; всегда имеет положительную направленность, таково отношение и окружающих в большинстве случаев;
  • основной объект воздействия — люди, а не материальные ценности;
  • присуща внутренняя уверенность и стойкость;
  • свойственны самокритика, признание ошибок, постоянное стремление к их исправлению.

Особенности характера лидера

Те или иные потенциально полезные черты характера присущи большинству людей, но необходимо развивать лидерские качества. Их нужно вырабатывать в жизненных ситуациях: лучше всего — в рамках крупных организаций, имеющих широкий штат сотрудников с разнообразным функционалом.

Личные качества

Качества делятся на две большие группы: психологические и деловые.

Психологические качества

Это черты, которые неразрывно связаны с характером личности. У некоторых людей они проявляются практически с рождения, если есть благоприятная среда для их развития. Психологические качества лидера заметнее проявляются в процессе общения с другими людьми:

  • коммуникабельность — сложно представить лидера, который не умеет выстроить конструктивный диалог с любым человеком;
  • сдержанность, вежливость, корректность в обращении — следует учиться находить подход к любому человеку, не задевая его чувств;
  • харизматичность — умение нравиться: это не врождённое качество, присущее только избранными, его можно развить в себе, прилагая усилия;
  • самоуверенность — не слепая вера в свои сверхспособности, а убеждённость в успехе дела и своих силах справиться с ними, которая составляет основы лидерства;
  • энергичность — умение всегда поддерживать в себе силы, браться за новый фронт работ;
  • уравновешенность — в этом заключается психология лидера, который в любой ситуации должен вести себя спокойно.

Умение коммуницировать

Деловые качества

Они получают развитие непосредственно в ходе профессиональной деятельности и не менее важны, когда цель человека — стать лидером. К ним относятся:

  • целеустремлённость — способность видеть конечную цель, идти к ней, невзирая на встречающиеся препятствия;
  • трудолюбие – желание трудиться на благо людей, организации, общества и испытывать от этого удовлетворение, т. е. болеть душой за своё дело;
  • ответственность — умение принимать решения и отвечать за них, значит быть лидером; честность — умение показывать действительность другим людям в её истинном свете, честность формирует доверие, без которого влияние лидера обесценивается; внимание по отношению к людям, которых лидер ведёт за собой;
  • гибкость часто проявляется в искусном маневрировании между защитой интересов работников и сохранении лояльности по отношению к руководству;
  • эрудированность — способность применять свои знания в подходящий для этого момент; инициативность — способность выступать с различными проектами, имеющими большой потенциал.

Деловые качества

Список качеств приблизителен, т. к. психологические и деловые свойства могут сливаться воедино, включать новые черты, но все они составляют сущность лидерства.

Классификация лидеров

Выделяется несколько классификаций по разным основаниям. Одной из распространённых является типология по способу возникновения:

  • формальный — назначен сверху, выполняет функции фактического руководителя, его признаёт коллектив, в его руках сосредоточены производственные ресурсы;
  • неформальный — таких большая часть, они выдвинуты снизу, работниками или народом, их влияние велико и приводит к реальным изменениям: примером служат некоторые известные политические деятели.

Стили лидерства

По тому, что лежит в основе воздействия:

  • борец — имеет недюжинную силу воли, помогающую ему справиться со всем, отстаивать права своих последователей;
  • дипломат — человек, способный находить выход в любой ситуации, знающий скрытые рычаги воздействия на людей и обстоятельства;
  • организатор — умеет объединять коллектив для достижения единой цели;
  • творец — воспринимает своё положение как интересное приключение, которое наполняет своими идеями и изобретениями;
  • утешитель — поддерживает всех нуждающихся, каждому стремится помочь.

Лидерство в организации

Лидер и лидерство в пределах различных организаций существуют с переменным успехом. Ситуация во многом определяется позицией руководства, которому не всегда выгодно иметь рядом с собой конкурента. Но есть и такие менеджеры, которые заинтересованы, чтобы сотрудники изучали основы лидерства. Так они растят себе смену, желая видеть рядом с собой конкурентоспособных специалистов. Стать лидером при такой поддержке сверху довольно просто.

Лидерство и стиль управления тесно взаимосвязаны друг с другом. Авторитарный — подразумевает концентрацию власти в руках одного человека, не предполагает инициативы со стороны других сотрудников. Стать лидером в этих условиях очень сложно, нужно быть готовым к противостоянию и борьбе. При демократическом стиле руководители сами не прочь снять с себя часть обязанностей, если рядом оказывается человек, который берёт их на себя, то он и становится лидером, ему начинает подчиняться коллектив.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  3. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Психология общения/Качества характера, необходимые лидеру