Понятие лидерства в группе

Лидерство в группе развивается в зависимости от целей и с практичной точки зрения повышает результативность управления. Лидер выдвигается на основе ценностей и норм, сформированных в коллективе, он имеет влияние на поведение всех или части его членов.

Лидер с командой

Определение

В группе всегда происходит распределение власти. Когда увеличивается коллектив, возрастает и роль лидерства. Возникает иерархическая структура, на вершине которой кто-то должен находиться. Нельзя путать понятие лидерство с понятием руководства. Лидерство проявляется в регулировании межличностных взаимоотношений на неформальном уровне. А руководство в рамках социальной организации регулирует функции формальных отношений.

Феномен лидерство в малых группах возникает стихийно. Когда коллектив только формируется, выдвигается пробный лидер. Иногда возникает рассеянное лидерство – когда в больших группах несколько людей сразу берут на себя решение задачи, предлагают правила организации взаимоотношений. Эти личности могут противоречить друг другу. Фокусированное лидерство восстанавливается тогда, когда все члены идут за одним человеком. Не всегда лидер в одной группе может стать им в другой. Потому что в новом коллективе другие нормы, цели.

Психологи выделили основные качества, которыми должен обладать лидер:

  • эрудированность;
  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • мужественность;
  • высокий энергетический уровень;
  • соответственные к деятельности коллектива знания и навыки.

Хотя феномен лидерства очевиден, бывает трудно выделить лидера в группе. Для этого используют два метода:

  • метод самодоклада – опрашивают членов коллектива, кого считают более влиятельным;
  • метод самонаблюдения – сторонние люди выявляют людей, которые при решении задач более активно участвовали, втягивали в процесс других участников.

Основные признаки

Личность, которая берет на себя управление, можно определить по следующим референтам:

  • высокая инициативность и активность;
  • осведомленность о поставленном задании и о коллективе в целом;
  • способность влиять на мнение и действия членов группы;
  • высокое соответствие поведения данного индивида установленным нормам по сравнению с другими;
  • наличие нравственных качеств, которые являются примером для членов коллектива.

В группе строятся определенные отношения, когда одного человека признают ведущим, а остальные становятся ведомыми.

Не всегда лидер вызывает симпатию окружающих и не всегда является социометрической звездой, но признаки лидерства очевидны. Обычно уровень его интеллекта превышает средние показатели. Группа легко может распасться, если в ней нет человека, который имеет потребность доминирования.

Доминирующий человек организовывает жизнедеятельность и хороший климат коллектива, вырабатывает нормы и следует им. Выступает представителем при взаимоотношении с другими группами, несет ответственность за результаты работы.

Компоненты

Отечественных психологов считают, что лидерство имеет 3 составляющие:

  1. Эмоциональный – каждый член группы может обратиться к лидеру со своими проблемами. Его называют душой коллектива.
  2. Деловой – умеет обеспечить связи, организовать взаимодействие, добиться результата. Это «руки группы».
  3. Эрудированный – имеет ответ на все вопросы, легко находит нужную информацию. Это «мозг коллектива».

Обычно успешный лидер совмещает два компонента. Идеальный, которому обладает всеми тремя составляющими, встречается очень редко.

Классификация

Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство. Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди. Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

  1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
  2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
  3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

  1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
  2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
  3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
  4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
  5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
  6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
  7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

Взаимоотношения в коллективе

Лидер и группа понятия неразделимые. Коллектив не может существовать без доминирующего человека и наоборот. Деятельность группы зависит от отношений между ними. Отношения могут сложиться удачно, если у команды и лидера будут единые взгляды и цели, и тогда эффективность их деятельности высока. Но иногда слишком сильная вера в правильность своих убеждений не дает посмотреть на задачу шире, со стороны.

Все участники процесса должны быть компетентными, тогда команда достигнет высоких результатов. Бывают случаи, когда возникновение проблем связано с беспрекословным подчинением лидеру, чрезмерной преданностью ему. Лидер сам принимает решения, остальные только подчиняются и приводят их в исполнение. Могут возникать конфликты за приближенность к лидеру. Профессионализм такого коллектива невысокий.

Команда

Существует такое понятие как парадокс лидера. При увеличении команды доминирующий человек начинает расширять свою деятельность. Тогда интересы изначальной группы могут не учитываться. Поэтому она выдвигает нового лидера – это первый парадокс. Второй заключается в том, что слишком активные лидеры усложняют взаимоотношения в группе. Психологическая атмосфера становится напряженной. Это порождает недовольство лидером. И наоборот – менее деловая и дружелюбная личность не ставит к членам команды высоких требований, что снижает эффективность работы. Суть этого феномена заключается в том, что не бывает вечных лидеров.

Заключение

Процесс лидерства стихийный и этим отличается от руководства. Если создана группа, то должен возникнуть в ней лидер. Им становится человек, который имеет соответствующую форму поведения, а также определенный социальный статус. Лидер должен обладать соответствующими качествами, а также хорошо справляться со своими функциями. Это человек, который направляет команду, организовывает ее деятельность и мотивирует.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
Использованная литература:
  1. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  3. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
Главная/Психология общения/Понятие лидерства в группе