Секреты ораторского искусства

Придавая большое значение содержанию, мы часто забываем о форме. От умения преподнести во многом зависит успех дела. Грамотная, хорошо поставленная речь и умение убеждать являются действенным способом привлечь внимание аудитории и всерьез заинтересовать ее. Что такое ораторское искусство и в чем кроется сила его влияния на публику, можно ли научиться основам риторики. Это важные моменты для каждого.

Парень делает доклад перед коллегами

История понятия

Об ораторском искусстве давно ведутся разговоры.

Ораторское мастерство — это умение так построить публичное выступление, чтобы привлечь и убедить слушателя.

Не следует путать способности говорить с умением: первое является врожденным умением говорить красиво и своей речью притягивать слушателей, второе же подразумевает обучение основам ораторского искусства.

Риторика занимается теорией владения красноречием и преподает азы правильной и убедительной проповеди-монолога. Главным инструментом хорошего оратора является поставленный голос и твердое слово.

Искусство ораторства возникло в Древней Греции и имело целью обучение высокой стилистике речи и искусству слова для выступлений перед широкой аудиторией. Риторика учила тому, как обыкновенную речь сделать ораторской и приобрести навыки управления своими эмоциями в момент говорения.

Основные свойства

Конференция

Монолог оратора призван убедить аудиторию и настроить ее на нужный лад. Ораторские способности включают умение подобрать нужный стиль, языковые и мимические средства общения со слушателем, выстроить композицию своего монолога. Какую специфику имеет ораторский стиль в сравнении с другими стилями:

  • публичный характер, обращение к многочисленной аудитории слушателей;
  • наличие четкой структуры и формообразующих частей, последовательно связанных между собой;
  • агитационный характер;
  • наличие цели, которую необходимо донести до публики, убедить в своей правоте и побудить на дальнейшие действия;
  • внутренняя энергетика слова, авторитет, увлеченность оратора преподносимой темой.

Говорящий стремится передать публике свой психологический настрой и задать нужный посыл, и для этого он сам должен быть уверен в своих словах. Сумев напрячь волю, он сможет повлиять и на слушателей.

Связь с психикой

Внутренний настрой говорящего напрямую влияет на постановку его голоса и интонацию. Нечеткая мысль, в сути и правильности которой он сам не уверен, не будет звучать уверенно и не сможет убедить слушателей. Техника в таком случае нарушается:

  • дыхание становится прерывистым;
  • интонация звучит без выражения и ложно;
  • артикуляция отрывистая.

Только живость мысли, увлеченность и осведомленность, уверенность в своей точке зрения приведут речевой аппарат в порядок. Согласно теории психологии ораторского искусства, главная задача лектора — иметь, что сказать и уметь это выразить. Говорение отражает интеллектуальное развитие человека, его грамотность и социальные навыки. Порой начитанный и эрудированный человек начинает путаться перед аудиторией в своих мыслях и не может четко преподнести свою идею. Это связано со страхом перед публичными выступлениями. Научиться искусству грамотной ораторской речи и усовершенствовать свои способности при наличии необходимой базы интеллекта реально, этим и занимается риторика. Дополнительно проводятся занятия с психологом для преодоления неуверенности в себе.

Обычно хорошие ораторы являются экстравертам, импровизаторами и умеют найти контакт с аудиторией. Умение говорить играет огромную роль в таких профессиональных сферах, как политика, преподавание, публичная деятельность, журналистика.

Основные типы

В зависимости от аудитории и преследуемой цели различаются несколько видов ораторской речи. Современная классификация насчитывает 6 разновидностей.

  1. Общественно-политическое. Выступления на социальные и политические темы, агитации и митинги.
  2. Академическое. Искусство оратора подразумевает использование строгого стиля, научных фактов и специальной терминологии.
  3. Судебное. Характеризуется аргументированностью, объективностью, точностью.
  4. Социально-бытовое. Юбилейные поздравления, тосты, поминальные слова тоже требуют соблюдения определенной стилистики.
  5. Богословское. Это церковные проповеди и молитвы. Их специфика отличается отсутствием аргументов и логики. Тяготеет к возвышенному и пафосному стилю.
  6. К отдельным видам ораторской речи, предполагающих наличие собеседника, относят полемику, дискуссию, диалог. Особенности построения ораторского искусства здесь связаны с необходимостью воздействовать на собеседника.

Методика построения

Можно ли научиться публичному ораторству и искусству риторики самостоятельно или же это талант: задатки и начальные ораторские способности у желающего овладеть искусством ораторской речи должны присутствовать. Но не меньшее значение имеют упорные тренировки. Следует постоянно расширять кругозор и повышать интеллект. Ниже представлена примерная методика построения речи для тех, кто хочет овладеть ораторским искусством.

  1. Выступление должно иметь четкую структуру и быть понятным для аудитории.
  2. Сообщаемая информация должна быть полезной слушателю и обладать точностью.
  3. Краткость и содержательность речи позволит сэкономить время и сконцентрировать внимание слушателей на самом важном.
  4. Факты и цифры не должны делать выступление сухим и лишенным эмоций, иначе аудитория не будет заинтересована в процессе. Здесь велика роль интонации.
  5. В композиционной структуре речи наибольшее внимание следует уделить началу и выводу, они запоминаются слушателю больше всего.
  6. Стиль и содержание зависят от специфики аудитории, уровня ее образованности.

Роль жестов важна в публичном выступлении, но нельзя допустить, чтобы их было чересчур много. Это будет выдавать нервозность оратора и отсутствие у него контроля над ситуацией.

Грамотная речь

Можно ли научиться ораторскому мастерству: психология воздействия на слушателя и ораторские способности еще не все. Только правильная и красивая речь способна вызвать у слушателя серьезное отношение к ситуации и заставить поверить говорящему.

Проверяйте правильность произношения по словарю. Грамотно стройте предложения: неполных должно быть немного, хотя в живой речи их не избежать. Уделяйте внимание склонениям и грамматическим формам. Больше читайте, узнавайте новые интересные слова и расширяйте свой лексикон, но не забывайте об уместности употребления. Если вы неуверены в точном значении слова, лучше заменить его другим.

Исключите слова-паразитов, не изобилуйте архаизмами и неологизмами, терминами. Произносите слова четко. Делайте паузы в предложениях, избегайте двусмысленностей. Пересказывайте тексты. Записывайте свою речь на диктофон и прослушивайте, затем проводите работу над ошибками. Без контроля над речью нельзя развить свои ораторские способности.

Заключение

Имея природные задатки и понятие о сути ораторского искусства, занимаясь совершенствованием своих речевых навыков и теорией общения со слушателем, можно стать хорошим оратором. Такое умение способно помочь как в профессии, так и в общении с окружающими в повседневной жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
Использованная литература:
  1. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов; под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  2. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  3. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Психология общения/Секреты ораторского искусства