Суть современных теорий лидерства

Людей всегда волновал феномен лидерства. Философы в древности были убеждены, что качества вождя даются человеку от рождения. В XIX веке активно обсуждалась теория лидерских качеств. Современные теории лидерства утверждают, что качествам руководителя можно научиться, развив их в себе.

Структура команды

О тайнах характера лидера

Лидерством принято считать процесс социального влияния, когда человек получает помощь и поддержку своих единомышленников, после чего лидер и его команда выполняют задачи, важные для всех.

Чтобы организовать своих последователей и мотивировать их для совершения определенных поступков, руководитель должен быть незаурядной личностью. Без волевых качеств, личной харизмы и умения договариваться человек не сможет добиться, чтобы люди доверяли ему, жертвовали своим комфортом и сиюминутными потребностями во имя цели, на достижение которой он их вдохновил.

В древние времена особенно ценными были военные качества:

  • стратегический ум;
  • отвага;
  • умение рисковать ради победы.

Такие личности входили в историю, вокруг них слагались мифы. Мыслители пытались разгадать, с помощью каких качеств легендарный царь (воин или полководец) сумел вдохновить свой народ на подвиги. Наблюдая за поступками выдающихся вождей, философы делали обобщающие выводы, давали рекомендации тем, кто в будущем захочет добиться подвигов в дипломатической и военной деятельности. Стоит заметить, что мыслители древности считали происхождение героев важным обстоятельством, способствующим раскрытию лучших качеств человека.

Аристотель и Платон утверждали, что без набора определенных свойств мужчине не суждено стать выдающимся героем. Физическая сила и выносливость были необходимыми условиями для этого.

Новые времена диктуют новые обязанности и возможности для лидерской самореализации. Известно много историй, когда заурядный человек в необычных обстоятельствах проявлял себя, как талантливый руководитель. Лидером можно стать в силу разных обстоятельств. Немалую роль играет окружение человека, его опыт, усилия, направленные на создание и поддержание лидерского имиджа. Лидерские теории в психологии изучают разные факторы, побуждающие человека брать на себя ответственность и вести за собой последователей в сложных обстоятельствах.

О великом человеке

Аристотель

Самой древней является личностная теория. Судьба лидера рассматривалась, как продолжение его характера. Главный акцент делался на врожденных качествах человека. Необычайно харизматичный, смелый и избранный – таким должен быть лидер в понимании первых философов.

Труды мыслителей древности подавали портрет безупречного правителя, как собирательный образ успешных владык, которые жили и действовали раньше. На основе своих знаний о судьбе правителей философы давали советы тем, кто захочет повторить их путь. В Древней Греции такая теория нашла свое отражение в трудах Платона «Государство», «Законы», «Политик» и Аристотеля (трактат «Политика»). Похожий подход к описанию характера лидера свойствен трактату философов Древнего Китая «Дао дэ цзин» и трудам Конфуция об управлении.

О классических учениях

Концепции, описывающие феномен лидерства:

  1. Теория качеств. Эту концепцию, возникшую в XIX веке, можно назвать продолжением и дополнением древних учений о лидерах. Родоначальники теории – философ Томас Карлайл и психолог сэр Фрэнсис Гальтон. Британские мыслители в своих размышлениях о лидерстве придавали большое значение врожденным характеристикам выдающихся людей (харизме, способности убеждать). Философы были склонны идеализировать качества и таланты, которыми обладают представители правящих классов. По мнению Карлайла и Гальтона, народ будет иметь много лидеров при условии высокой рождаемости среди аристократии. Философы утверждали, что важными факторами в формировании «великого человека» являются не только его происхождение, но и опыт, образование. О том, что сын мельника или садовника может стать выдающимся человеком, речь не шла.
  2. Теория среды возникла в середине XX века. Основной ее принцип: выдающуюся личность формирует среда, в которой человек живет, обстоятельства, толкающие его на неординарные поступки. Главные приверженцы этой концепции – Т. Манн, Р. Стогдилл, С. Миллз. По мнению философов, рассматривая поступки того или иного лидера, важно учитывать его статус, мотивы, которыми он руководствовался, обращать внимание на общественный имидж «вожака». Среда, в которой человек живет, его друзья, близкие, духовные авторитеты – все эти факторы важны в развитии лидерских талантов. Важным достижением теории среды является стремление изучить мотивы и психологию последователей, которые доверяют лидеру. Характер и поступки лидера – это отражение группы, внутри которой он реализует себя.
  3. Личностно-ситуационная теория. Этот подход к изучению лидерства объединил две «враждующие» концепции: теорию о врожденных качествах и концепцию среды. Эту теорию активно разрабатывали профессоры из Мичиганского университета, а также – Д. Макгрегор. Объектом исследований ученых были не только качества лидера, но и его поведение. Результатом исследований стали выводы: для успешной самореализации лидера важно, насколько внимательно он относится к своим последователям, оценивает происходящее в коллективе и умеет организовать подчиненных для эффективной работы.

О современных концепциях

Современные лидерские теории основываются не только на достижениях талантливых концепций прошлого, но и на результатах исследований, которые проводит психология, социология и медицина. В контексте современных теорий акцент делается на лидерских возможностях, которые можно реализовать в мирное время, без возникновения острых социальных проблем.

В 1960 годах немалую популярность обрела ситуационная теория лидерства. Ее принцип: разные обстоятельства требуют разных форм лидерства. Ни один стиль управления нельзя считать идеальным. Если руководитель умеет проявить разные грани своего характера: жесткость, дипломатичность, эмпатию, чувство юмора, то он не допустит возникновения серьезных кризисных ситуаций внутри коллектива.

Трансформационные теории рассчитаны на людей ответственных и творческих. В основе этих концепций – принцип внутренней мотивации. Если последователи искренне прониклись идеями лидера, они будут прикладывать максимум усилий, чтобы работа шла успешно. Руководитель трансформационного типа не может быть пассивным или авторитарным. Он изобретательный стратег, мастер своего дела. Такой менеджер сумеет вдохновить своих последователей, т. к. работа является его призванием и источником гордости.

Об основных стилях поведения

К прогрессивным теориям и стилям лидерства часто обращаются руководители крупных предприятий и политики. Стилем называют манеру поведения руководителя с подчиненными. С помощью той или иной стратегии поведения лидер может призвать коллектив к порядку или стимулировать представителей своей группы к созданию новых идей. Выделяют 5 основных лидерских стилей.

  1. Демократический. Важные решения лидер принимает совместно с членами своей группы. Руководитель доверяет коллективу и умело мотивирует его. Каждый человек может проявить свои умения при выполнении общей задачи.
  2. Авторитарный. Заручившись властью, автократический руководитель принимает решения в одиночку. Используя административные методы воздействия, лидер навязывает их членам своей группы.
  3. Либеральный. Вмешательство руководителя в процесс принятия решений сведено к минимуму. Он задает общее направление деятельности. Дальнейшая работа зависит от действий и решений группы.
  4. Патерналистский. Лидер общается с членами своей группы, как внимательный и заботливый отец. Он готов выслушать и подбодрить каждого последователя. Такой руководитель тактично указывает подчиненным на совершенные ими ошибки, хвалит за успехи. В ответ на чуткость и заботу о них люди с восторгом откликаются на все идеи и новые проекты и добросовестно трудятся для достижения общей цели.
  5. Транзакционный. Чтобы улучшить или сохранить на высоком уровне показатели работы, руководитель создает стратегию наград и поощрений. С их помощью мотивировать членов коллектива становится проще. Такой тип управления используется в менеджменте.

Заключение

В древних трудах Платона, Аристотеля и Конфуция отразилась теория врожденных качеств. По мнению мыслителей, достичь вершин может лишь великий человек, у которого доблесть, мудрость и сила – «в крови». В XIX веке британские философы Т. Карлайл и Ф. Гальтон усовершенствовали и дополнили эту концепцию, развилась теория качеств. XX век подарил миру новую лидерскую концепцию: теорию среды. Этот подход подразумевает, что лидером может стать лишь тот, кто эффективно взаимодействует со своими последователями.

Основные теории, популярные в современном мире, сочетают в себе принципы концепций прошлого и дополняют их новым пониманием роли руководителя. Существуют разные стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, патерналистский, транзакционный. Каждая форма лидерства позволяет руководителю проявить себя в определенном образе: жесткого вождя, чуткого покровителя, креативного вдохновителя. Современные теории уделяют много внимания не только качествам «вожака», но и внутренней мотивации его последователей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
  2. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  3. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Психология общения/Суть современных теорий лидерства