Способы преодоления боязни школы
Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.
Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.
Причины
Часто маленьких детей, которые посещают детский сад, пугают школой подростки или взрослые, рассказывают, что задают много уроков, за несделанное домашнее задание учитель может наказать, что родители негативно реагируют на плохие оценки и бьют своих детей.
Для детей школа —это место, где нужно вести себя хорошо и выполнять все задания.
Дети, которые уже посещают школу, также могут испытывать к ней страх. Это последствия длительного процесса, когда ребенок подвергается негативному влиянию сверстников или взрослых.
Основные причины фобии у учеников начальных классов:
- издевательства со стороны сверстников или старшеклассников;
- невозможность адаптироваться в новом коллективе;
- неумение строить отношения с одноклассниками;
- постоянные угрозы;
- публичные высказывания от учителей.
Часто жертвами боязни школы становятся дети-изгои. У них нет друзей, опоры и поддержки. Ребенок не умеет давать отпор и сопротивляться, он становится жертвой постоянных унижений.
Другая распространённая причина появления дидаскалейнофобии — чрезмерные нагрузки. Современные школьные программы являются максимально сложными для детей. Материала много, времени мало.
Некоторые дети посещают спортивные секции или творческие кружки. Желательно, чтобы их было не больше 1-2.
У некоторых школьников природа страха отличается от предыдущих. Они боятся, что будучи в школе, с родными может случиться что-то ужасное. Иногда этот страх настолько сильный, что ребенок считает себя ответственным за жизнь каждого члена семьи. Подобная психологическая травма — результат семейных ссор и скандалов.
Симптомы
Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.
Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.
Основные признаки страха школы:
- удушье;
- затрудненное дыхание;
- повышенное потоотделение;
- крики, слезы, истерика;
- мышечная слабость;
- предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
- пониженное давление;
- ощущение легкой дрожи;
- учащенное сердцебиение;
- дискомфорт в области груди и т.д.
Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.
Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.
Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.
Помощь родителей
Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.
Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.
Другие советы:
- Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
- Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
- Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.
Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.
Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.
Психотерапия
Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.
Арт-терапия
Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:
- хореография;
- пение;
- игра на музыкальном инструменте;
- рисование песком;
- собирание конструкторов;
- рукоделие и т.д.
Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.
Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.
Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.
Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.
Когнитивно-поведенческая терапия
Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.
Психотерапевт задает пациенту вопросы:
- что случится, если ты сходишь в школу;
- почему ты боишься своих одноклассников;
- что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
- что будет, когда ты получишь плохую оценку;
- кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
- почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.
Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.
Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.
Примеры домашних заданий:
- познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
- самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
- принять участие в школьном мероприятии;
- совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
- придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.
Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.
Заключение
Фобия школы — одно из серьезных психических заболеваний у детей. Причин для возникновения множество. Это угрозы со стороны одноклассников, плохое отношение педагогического коллектива, неумение себя вести в социуме и т.д. Главное в преодолении проблемы — активное участие родителей.
Излечить дидаскалейнофобию поможет психотерапия. Важно, чтобы врач вызывал доверие и чувство спокойствия.
Самыми эффективными методиками считаются арт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия. Чтобы подобного заболевания не возникло, родители должны много времени уделять своим детям и заниматься их воспитанием на должном уровне.