В чем особенности детских фобий и страхов

Детская психика формируется в раннем и подростком возрасте, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот период зарождаются самые сложные для лечения и диагностик фобии у малышей.

Особенности детских страхов в подсознательном желании избежать опасности или привлечь внимание родителей. Каждая фобия имеет причину и прочную основу.

Оставлять без внимания детские фобии нельзя, иначе они перерастут в серьезную проблему во взрослой жизни.

Детские фобии - причины

Детские фобии и страхи

Страхи у детей

Фобии у детей – это результат пережитой травмы или убеждения, которые случайным образом зародились в детском подсознании. Ребенок не осознает влияние фобии, для него защитная реакция организма — нормальная и естественная. Постепенно он привыкает испытывать испуг в той или иной ситуации.

Психотерапия описывает детские фобии, как попытку адаптироваться к окружающей среде. Бояться малышу проще, чем противостоять тому, что однажды приносило вред или в настоящий момент выглядит угрожающее. Немаловажен фактор воспитания, когда родители делятся с сыном или дочерью пережитым опытом.

Передаются ребенку страх потери, страх смерти или боязнь взрослой жизни. Малыш не видит разницы между словами родителя и действительностью, он принимает сказанное, как единственно возможный вариант.

Нормы детских страхов и отклонения психики способен оценить только психолог, поэтому распространенная практика – встречи с врачом, который помогает найти истинную причину испуга младенца или подростка.

Чем опасны детские страхи

Иррациональная боязнь опасна и для взрослого, и для малыша. Чем больше зацикленность человека на одном событии, которое может произойти или больше не случиться, тем сложнее ему адаптироваться.

Детские страхи у мальчика

Детские страхи зарождаются из неприятного опыта

Социофобия – одна из самых распространенных фобий в мире, связанная с боязнью, что мир не воспринимает личность. Кроется причина такой фобии в заниженной самооценке и формируется она еще в раннем детстве. Страхи в дошкольном возрасте не проходят самостоятельно: испуганный малыш поддается насмешкам одногодок, и к первоначальной фобии добавляются дополнительные навязчивые мысли.

Влияние детских страхов на взрослого человека

Во взрослой жизни сложно разделить черты характера человека и ту часть его личности, которые ничто иное как страхи и детские фобии, не вылеченные своевременно. Боязнь со временем не вызывает столь бурную реакцию и кажется жертве чем-то знакомым и понятным. Детям, переживающим сложные социальные условия, легче цепляться за фобии – боязни превращаются в их зону комфорта.

Для взрослых, которым не хватало внимания в детстве, ипохондрия — нормальное явление.

Детские навязчивые мысли трансформируются и начинают вызывать настоящие симптомы. Болеют ипохондрики не только для привлечения внимания, но и по той причине, что другого способа общения с социумом они не знают, не научились узнавать еще с детства. Опасны фобии в детстве, потому что малыш, подрастая, не может оценивать себя, окружающих людей и мир. Неправильная самооценка не позволяет взрослому человеку стать счастливым и полноценным.

Процесс формирования фобий

В формировании фобий не всегда виноваты родители, но нередко у матери с отцом возникает бездействие в решении возникшей проблемы. В большинстве случаев взрослые возлагают на ребенка ответственность за преодоление фобии – так, по мнению родителей, закаляется характер малыша. Особенно сильна такая позиция по отношению к мальчикам, будущим мужчинам и защитникам.

Причины фобий - описание

Причины детских фобий

Страхи у детей младшего школьного возраста формируются:

  • на фоне сложных условий проживания;
  • в семьях с неправильной моделью поведения родителей;
  • после пережитой травмы;
  • из-за случайного события на фоне ослабленной психики.

Критерии страхов младших школьников – их показатели, основанные на причине боязни. Если ребенок боится животных, основным критерием страха является его незащищенность и чувство уязвимости.

Страхи другого вида – боязнь темноты или потери, основаны на психологических проблемах. В подсознании жертвы формируются неверные утверждения и понятия, которые влияют на восприятие сложного события: ребенок делает неправильный вывод и основывается на нем в будущем.

Причины формирования

Почему одни дети боятся темноты и собак, а другие замыкаются в себе из-за боязни перемен? Развитие фобий происходит постепенно, в редких случаях они формируются после одного случайного события. Травмируется детская психика на протяжении нескольких недель, месяцев или лет – развитие фобии зависит не только от ее первопричины, но и индивидуальных особенностей психики.

Причины возникновения страхов у детей:

  • чрезмерная опека родителей;
  • недостаток внимания;
  • минимальная физическая активность;
  • насилие в семье;
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • расстройства психики.

У детей дошкольного возраста формируются более простые страхи, основанные на инстинкте самосохранения. Они боятся животных, агрессии и враждебности окружающего мира. Испуг – это нормальная реакция, которую малыш неправильно понимает и интерпретирует.

Испуг может вызвать фобию

Испуг — причина фобий

Сложнее формируется детский страх смерти, страх потерять семью или стать сиротой: у таких фобий только психологическая причина.

Понять фобию с психологической травмой и вовремя ее излечить сложнее.

Гиперопека родителей

Забота родителей о детях – основа их безопасности. Проблема восприятия окружающего мира для малыша начинается с чрезмерной, даже вредной опеки: родители так боятся за будущее детей, что защищают их абсолютно от любой реальной или мнимой опасности. Мать или отец постоянно внушают дочерям и сыновьям, что мир – это опасность, угроза, непредсказуемый круговорот страшных событий.

Невольно у малыша формируется понятие, которое трудно искоренить. Он верит, что нельзя ждать от мира чего-то хорошего. Боязливость по любому поводу – вина родителей, которые не позволяют школьнику или подростку совершать ошибки и нести за них ответственность.

Недостаточное внимание

Противоположность гиперопеки – отсутствие внимания со стороны родителей, способствует формированию детских фобий. В современном мире родителям очень сложно найти время для ребенка, его воспитания и даже для простой беседы. В результате малыш ищет модель поведения постороннего взрослого человека: со временем он не сможет самовыражаться и разбираться в себе.

Такие дети учатся «на улице» или перебирают манеру поведения одногодок. Сформированные страхи в таком возрасте лишены контроля родителей, они не знают, что происходит с их ребенком и как ему помочь.

Отсутствие внимания у ребенка

Отсутствие внимания приводит к страхам

Нехватка физической нагрузки

Формирование человека состоит из двух равноценных частей – физического и морального воспитания. Духовная и физическая сила являются основой здоровой личности. Если ребенок не развивается физически, он меньше общается и развивается: в результате формируется заниженная самооценка.

Фобии появляются неизбежно: школьник сравнивает себя с одногодками и набирается комплексов. Он начинает бояться не соответствовать обществу, быть изгоем или не таким, как все. На фоне заниженной самооценки возникают сопутствующие фобии.

Насилие и нездоровая атмосфера в семье

Условия проживания детей определяют их психологическое развитие. Если они растут в неблагополучной семье, то привыкают чувствовать себя ненужными и бедными. В раннем возрасте формируется страх бедности, страх ответственности и ряд других фобий, основанных на низкой самооценке. Немаловажно то, как ребенок воспринимает родителей – ведь он перенимает их опыт и в будущем основывается на нем. Он не верит в благосклонность судьбы, для него жизнь – это постоянная борьба и тяжелый труд.

Подросток, который переживает постоянное насилие, со временем свыкается с мыслью: он заслуживает наказания, а все, что он сделал – ошибка.

Неправильно формируется самовосприятие, из-за чего человек растет закомплексованным. Чувство постоянного страха не покидает его ни днем, ни ночью. Он знает, что в любой момент его могут наказать или причинить ему сильную физическую боль. Страх для ребенка – естественная часть его жизни, от которой он неспособен избавиться.

Насилие в семье часто становится причиной фобий

Насилие в семье часто становится причиной

Психические нарушения

Подобные нарушения могут проявиться в раннем детстве: в период адаптации малыша, формирования его навыков общения и коммуникации со сверстниками. Неврозы являются первопричиной фобий, которые с годами только усиливаются.

В раннем детстве они перерастают в хроническое заболевание, если родители своевременно не помогают малышу. С фобиями такой первопричины нужно бороться после прохождения основного лечения.

Разновидность детских страхов

Виды страхов у маленьких детей определяют их проявление. Всего выделяют 3 разновидности характеристик детских страхов:

  • навязчивые;
  • бредовые;
  • сверхценные.

Ребенок испытывает страхи вне зависимости от объективности их причин. Навязчивые страхи возникают в определенных обстоятельствах: они вызывают у ребенка сильную паническую атаку. К ним относится боязнь высоты или замкнутого пространства.

Бредовые страхи возникают только на фоне психических нарушений. Характеризуются такие фобии зацикленностью на одном предмете или событии: страх открывать зонтик или смотреть телевизор. Выражение фобии напрямую с ее причиной не связано.

Первоначально страх привязывается к конкретной ситуации. Со временем боязнь укрепляется фантазией малыша, которому угроза кажется в сто раз больше, чем она является на самом деле.

Часто страх появляется после фильма

Часто страх появляется после просмотра фильма

Возрастная категория

Детские возрастные страхи имеют общую симптоматику: они характеризуют условную норму, которая связывает определенный возраст ребенка и точный вид страха. Детские страхи по возрастам могут постепенно исчезать.

Они не являются серьезным психическим отклонением. Виды тревожности у детей зависят от сопутствующих факторов окружающей среды: социальный статус семьи, занятость родителей и их манера воспитания.

До полугода

Младенцам сложно адаптироваться к новым условиям жизни. Они привыкают к резким звукам и цветовой гамме. В этот период младенцы боятся резких движений или неизвестных предметов.

Испуг малыша является абсолютно нормальной реакций, но родителям стоит избегать повторения тех ситуаций, когда младенец резко пугается или боится той или иной игрушки. Способствует развитию фобий отсутствие матери или частые перемены окружающей обстановки.

Страх воды появляется после купания

Страх воды появляется после очень горячей воды

До года

От полугода до года ребенок учится распознавать людей, которых он видит, и ассоциировать звуки с определенными событиями. Происходит постепенная адаптация младенца, способствующая развитию фобий.

В этот период формируется страх высоты или воды. Младенец ощущает беспомощность, и в определенных условиях у него зарождается страх быть брошенным или ненужным.

От 1 до 2 лет

Причиной страха до 2 лет служит громкий звук, частое отсутствие одного из родителей, плохое настроение матери или агрессия отца. Малыш начинает воспринимать мир на эмоциональном уровне. Плохие сны или разлука с родителями способствуют развитию внутренних страхов.

Травмы до 2 лет зарождают страх высоты или воды. Ребенок теряет контроль над собственными физическими и эмоциональными реакциями – появляются предпосылки для страха перед будущим.

До 3 лет

В 3 года малыш ассоциирует себя с определенной ролью – он часть семьи, ребенок матери и отца. Боязнь физических травм постепенно замещается страхом пережить психоэмоциональное потрясение. У малыша учащаются ночные кошмары: он боится оказаться в новой среде, после пробуждения не увидеть родителей или лишиться их внимания.

Боятся дети от 2-х лет бытовых предметов, к которым получают доступ, как только начинают ходить. Страх собак и домашних животных зарождается в возрасте 2,5-3 лет, если родители не следят за поведением домашних питомцев.

До 5 лет

В 3-4 года у малыша впервые происходит осознание смерти. До этого момента жизнь ребенка заключалась в матери, отце, доме. В возрасте четырех лет дети начинают осознавать, что бедствия, грабеж и аварии – ситуации, над которыми нет контроля ни у одного человека.

Страхи дошкольников ( до 6 лет) усиливаются чрезвычайными ситуациями, когда опасения приобретают конкретные очертания.

Ребенок не просто боится, формируется навязчивая мысль, что страшное событие может повториться.

До 7 лет

Детские страхи в 6 лет подпитываются развивающейся фантазией. Дети учатся читать, знакомятся с мифическими персонажами. Боятся дети в шесть лет ведьм, оборотней, магов – образов, показанных в кино или описанных в книгах.

Фобия страшных существ

Фобия страшных существ после сказок и фильмов

Страхи у детей 7 лет связаны с родителями: появляется страх потери. Страхи детей младшего школьного возраста (до 8 лет) основаны на необходимости адаптации. Школьники боятся нового окружения, учителей, общения со сверстниками.

До 9 лет

Боязнь в 9 лет может оставаться с человеком всю жизнь: в это время школьник развивает фобии, связанные с темнотой, с заброшенными зданиями, высотой. Больше всего ребенка пугает неизвестная обстановка, новые люди и внезапные события. В этот период ребенок нуждается в определенной зоне комфорта, в которой удобно и безопасно.

Страхи детей младшего школьного возраста сопряжены с самоидентификацией. Чем меньше ребенка хвалят и ценят по достоинству, тем меньше у него уверенности в себе. Появляется до 9 лет и страх насилия, на школьника морально давят ссоры с родителями или конфликты в семье.

От 9 до 11 лет

Страх в одиннадцать лет совпадает с половым созреванием ребенка – он внезапно осознает совершенно другую роль в обществе. На него давит школа и родители: несоответствие общепринятым стандартам создает почву для подавленных страхов.

Страхи школьников перерастают в бунт против системы и навязанных правил. Они боятся ошибиться, выделиться среди сверстников. Ребенок часто просыпается от страха в возрасте 11 лет, его мучают кошмары, как отображение подавленной боязни.

До 13 лет

Патологические страхи у детей в пубертатном периоде усилены гормональной перестройкой. Одна из самых распространенных фобий в этом возрасте – страх поражения. Страх признать поражение усиливает первоначальную фобию. В случае неудачи подросток пытается скрыть случившееся, отгородиться от ответственности.

Школьные страхи усиливаются общей обстановкой в школе: если с подростками не работают психологи, справиться с психоэмоциональной нагрузкой школьникам очень сложно. Фобии укореняются в личности, как правильные убеждения и установки.

Фобии у подростков

Страхи у подростков имеют корни в детстве

Диагностика детских страхов

Для диагностики страхов у детей нет возрастных ограничений. Она проводится, когда меняются поведение и повадки ребенка. Если изменения не связаны с нормальным взрослением малыша, его поведенческие реакции нуждаются в психокоррекции. Для школьников проблемы в общении, замкнутость и отчужденность – первые признаки заниженной самооценки. Навязчивые мысли о том, что ребенок недостоин хороших оценок или похвалы, давят на него.

В ходе диагностики подросток оценивает собственные страхи: если он не может в них признаться, то психолог предлагает пройти простые тесты (решение задач, оценки своих способностей, распознание картинок). В ходе тестирования оцениваются основные страхи, которые мешают нормальному поведению ребенка.

Если малыш стал бояться темноты, воды, машин, а до этого никак не выказывал страх, родителям нужно понаблюдать за его поведением. Каждая спонтанная эмоция, защитная реакция помогут понять происходящее с ребенком.

Общая симптоматика

Лучшая диагностика страхов – это анализ их симптомов. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста:

  • панические атаки, вызванные простым событием или действием посторонних людей;
  • ребенок боится выходить на улицу (страх машин или незнакомцев);
  • повышенная агрессия (из-за постоянного внутреннего напряжения);
  • спонтанные приступы паники.

Ребенку приходится чувствовать тревогу, но он не знает, как с ней справляться. Он становится капризным, требует внимания – это всего лишь крик о помощи. В этот момент родители должны быть особенно осторожными, любое брошеное слово может заставить жертву фобии замкнуться в себе.

Лепидоптерофобия с детства

Лепидоптерофобия почти всегда с детства

У подростков из-за страха развивается логоневроз. Это нарушения речи: подросток в сложной ситуации, вызывающей панику, начинает заикаться, путаться в словах.

Панические атаки из-за фобии и ночные кошмары мучают ребенка или подростка и нуждаются в срочном лечении.

Лечение у психолога

Психолог в лечении фобии

Особенности лечения детей

Помочь ребенку избавиться от страха – первостепенная задача родителей. Они обязаны найти специалиста, который поможет малышу или подростку распрощаться с иррациональным страхом. В зависимости от симптоматики фобии (они эмоционально предупреждают ребенка об опасности) проводят лечение.

Если фобия не обусловлена психическими расстройствами психики, детям назначается когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит проработка убеждений пациента, сформированных случайно или вследствие несчетного случая. После определения причины фобии – условной мысли, ее заменяют новыми убеждениями, которые избавляют малыша от иррационального страха.

Эффективные советы психолога для родителей касаются постоянной заботы и внимания. Необходимо больше говорить с малышом, интересоваться его жизнью. Проведенное вместе время покажет, что он ценен, нужен и любим. Родители способны облегчить малышу взросление и его переход во взрослую жизнь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  2. Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.
  3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Страхи и фобии/В чем особенности детских фобий и страхов