Упражнения для коррекции страхов у подростков

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи подростков

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Боязнь перед доской

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.
Арт-терапия

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Психологический тренинг с подростками

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное — мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  3. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  4. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
Главная/Страхи и фобии/Упражнения для коррекции страхов у подростков