Какую профессию выбрать после 11 класса

Многие люди проводят на работе существенную часть жизни, и от того, какой будет эта работа, зависит многое: от финансового положения до собственной самооценки.

Перед абитуриентом стоит непростая задача — выбрать вид деятельности, учитывая свои способности и востребованность этой специальности на рынке труда.

выбирает работу

Критерии

Чтобы выбрать профессию взвешенно, необходимо учитывать следующие пункты.

  • Потребность в конкретном профиле на рынке труда. Нужно постараться спрогнозировать спрос на момент получения диплома — рынок может насытиться многочисленными специалистами, выпущенными за время вашего обучения.
  • Доходность деятельности. Разница в зарплате учителя физкультуры и инженера нефтегазовой отрасли очевидна.
  • Интерес и способность к этой работе — трудно заниматься всю жизнь нелюбимым делом.
  • Наличие вуза в родном городе, обучающего на выбранное направление. Обеспечить проживание ребенка в другом городе сможет не каждая семья, т. к. далеко не всем студентам предоставляют место в общежитии и жилье приходится брать в аренду.
  • Наличие бюджетных мест на конкретной специальности.
  • Подразделение на «мужские» и «женские» сферы деятельности: девушке будет непросто работать в автомастерской, а юноше — на швейной фабрике.

Женские специальности

Для девушек после 11 класса, как и для мальчиков, открыты 2 направления для дальнейшего обучения: высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и среднее профессиональное образование. Для получения высшего образования необходимо обучаться в вузе, а среднее профессиональное получают в среднем специальном учебном заведении.

Рабочую профессию можно получить как на базе полного общего, так и в дополнение к высшему образованию. Нередко вузы заключают договоры с училищами и колледжами о параллельном обучении в двух заведениях одновременно. Получая высшее образование, студент может выучиться на машиниста крана. Такая профессия девушке, да и парню, лишней не будет: сразу после выпуска сложно устроиться по основной специальности, но можно получить начальный опыт работы по дополнительной, и через некоторое время снова попробовать устроиться на более престижную должность.

секретарша

Специальности, требующие высшего образования.

  • Врач (стоматолог, терапевт, фармацевт). Большим спросом пользуются стоматологи, эндокринологи, гинекологи, урологи, аллергологи и ортопеды. В детских поликлиниках также не хватает педиатров, отоларингологов, неврологов. Врач ультразвуковой диагностики нужен и в детских, и во взрослых учреждениях. Из недостатков профессии — длительное обучение и низкая зарплата. Из достоинств — отсутствие проблем с трудоустройством: начинающий врач может получить практику в маленьком городе, а затем попробовать устроиться в более крупных городах.
  • Преподаватель. Диапазон широк: от воспитателя в детском саду до преподавателя престижного учреждения. Зарплата зависит от категории и стажа, а начинающие учителя могут увеличить свой доход, проводя дополнительные занятия, факультативы. Оклад у учителей достойный, его постоянно повышают, поэтому можно смело рассматривать эту перспективу, если вы любите работать с детьми и не боитесь выступать на публике.
  • Специалист в сфере экономики и финансов (экономист, аудитор, бухгалтер, финансовый менеджер, банкир). Финансовый менеджер отвечает за планирование, контроль и регулирование финансовой деятельности компании. Он просчитывает риски, управляет активами и инвестициями фирмы. На его плечах лежит ответственность за экономическое будущее предприятия.
  • Работник СМИ, рекламы и PR (журналист, телеведущий, радиоведущий, менеджер по рекламе и связям с общественностью).
  • Трудящийся в области строительства, архитектуры, дизайна (инженер-конструктор, архитектор, дизайнер интерьера, ландшафта). Монотонный труд мужчинам дается нелегко, поэтому подавляющее большинство работников проектных фирм — женщины. Они делают рутинную работу — считают расход бетона, блоков, ригелей, выполняют сметы к проектам, заполняют сопутствующую документацию.
  • Работа в сфере туризма (менеджер по туризму, менеджер туристического агентства, гид-переводчик, отельный менеджер).
  • Профессионал химико-биологического направления и технологий (биохимик, биофизик, астрофизик, химик-технолог, в т. ч. по переработке нефти и газа). Особый интерес представляет перспектива работы в атомной промышленности — нестандартные задачи, высокая зарплата, престиж и социальные льготы оценит любой выпускник. Из недостатков — жизнь и работа в закрытых городах, неразглашение подробностей своего труда, невозможность выезда за рубеж.
  • Инженер в сфере экологии и природообустройства (инженер-эколог, метеоролог, биолог, ихтиолог, гидрогеолог, агроном).
  • Деятельность в лингвистической сфере (литературный переводчик, переводчик-синхронист, лингвист, филолог).

Рабочие профессии:

  • бортпроводник, проводник на железнодорожном транспорте;
  • машинист крана;
  • штукатур-маляр;
  • повар, кондитер;
  • парикмахер;
  • портной, швея;
  • медсестра, массажист.

Профессию выбрать после 11 класса девушке непросто. Нужно учесть все достоинства и недостатки будущей должности, что сделать сложно, не проработав на ней ни дня. Но попытаться можно: узнайте о востребованности, общих обязанностях, уровне заработной платы, перспективах карьерного роста. Это сведет к минимуму риск со временем разочароваться в собственном выборе.

Мужские специальности

строители

Молодые парни ценятся на рынке труда больше девушек: они не уходят в декретный отпуск и последующие многочисленные больничные с детьми. Перспективы карьерного роста для парней по этой же причине более заманчивы, поэтому стоит подойти к выбору будущей работы со всей ответственностью.

Инженерные профессии после 11 класса.

  • Сотрудник машиностроения, автоматизации (разработчик инструментальной машиностроительной продукции, инженер-технолог машиностроительного производства).
  • Работник энергетической промышленности и электротехники (проектировщик электрических сетей, инженер-релейщик, агент по сбыту энергии).
  • Строительство, архитектура (инженер-конструктор, инженер-расчетчик, архитектор, обследователь технического состояния строительных конструкций, прораб). Расчеты строительных конструкций на несущую способность производят в сложных программах, разобраться в которых сможет далеко не каждая женщина.
  • Сфера информационной науки и технологий (менеджер программно-аппаратной защиты информации, разработчик программно-информационных систем, IT-специалист). Чтобы быть программистом, необходимо иметь незаурядный склад ума, а также знать языки программирования и хорошо владеть английским. Пригодится способность находить нестандартные решения, поскольку каждый раз придется создавать новый программный продукт. Приветствуется усидчивость, т. к. нужно находить и исправлять ошибки в программах. Необходимо развиваться — осваивать новые языки программирования. Это компенсируется высокой оплатой данного труда.
  • Сотрудник сферы управления и менеджмента (государственный служащий, сотрудник по управлению персоналом, офис-менеджер). Государственные служащие принимают законопроекты, повышающие качество жизни людей, отвечают за рациональное распределение ресурсов, несут ответственность за состояние и развитие общества.
  • Эксперт юриспруденции (нотариус, юрисконсульт, налоговый инспектор, адвокат, прокурор, следователь, судья).
  • Инженер нефтегазовой отрасли (инженер-нефтяник, инженер-буровик, разработчик нефтяных и газовых месторождений, проектировщик нефтеналивных эстакад). Специалист по химической переработке нефти и газа контролирует соблюдение технологии производства продукции, соответствие качества продукции действующим стандартам, следит за исправностью технологического оборудования. Занятость в сфере добычи и переработки нефти и газа очень доходна.
  • Проведение геологоразведочных, гидрогеологических, строительных изысканий (геодезист, геолог-нефтяник, инженер-гидролог, инженер-геофизик). Исследования в любой области почти всегда выполняют мужчины — это физически тяжелая и грязная работа, но такие специалисты получают соответствующую оплату.
  • Работник сельского, лесного, рыбного хозяйства (агроинженер, зооинженер, агроном, инспектор рыбоохраны).

Рабочие профессии:

  • машинист локомотива, помощник машиниста;
  • машинист трактора, экскаватора;
  • бетонщик, арматурщик, каменщик;
  • монтажник связи, систем пожарной и охранной безопасности, электрических сетей;
  • автомеханик, слесарь по ремонту автомобилей;
  • токарь;
  • сварщик;
  • оператор газового оборудования;
  • дезинфектор;
  • бармен.

Самореализация в творчестве подходит представителям обоих полов:

  • актер театра и кино;
  • артист балета, цирка, эстрады;
  • хореограф;
  • музыкант, певец, диджей;
  • режиссер, кинорежиссер;
  • имиджмейкер, визажист, стилист;
  • художник, иллюстратор;
  • организатор праздников, аниматор;
  • ювелир.

Список профессий, которые можно освоить после 11 класса, велик. Профориентация поможет выбрать подходящий род деятельности. В этом помогут разнообразные тесты, печатные издания, сайты для профориентации упростят выбор подходящего ремесла.

Помните: выбирать профессию надо осознанно, учитывая все указанные факторы, а выбрав — овладеть ею как можно лучше. Во время учебы нужно изучать предмет вашего будущего труда шире, чем того требует учебное заведение. Необходимо постоянно совершенствоваться, стремиться быть одним из лучших. Рынок труда жесток, и ему не нужны непрофессионалы. На пути у вас будет гораздо больше трудностей, чем у тех, кто относится к делу поверхностно, но в итоге вас выберет работодатель, и вы с уверенностью войдете во взрослую, самостоятельную жизнь!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
  3. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
Главная/Успех и деньги/Какую профессию выбрать после 11 класса