Зачем нужна профориентация дошкольников

Многие дети в возрасте до 7 лет не понимают, зачем им ходить в садик и учиться в школе. Они в 10–11 классах не знают, что делать дальше. Чтобы подобных ситуаций не возникло, в учебных заведениях начали внедрять профориентацию дошкольников.

Профессии для дошкольников

Профориентация дошкольников

Актуальность мероприятий

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, навыков, способностей и врожденных умений ребенка. Это необходимо для облегчения процесса выбора будущей профессии и возможности эффективного саморазвития. Всё начинается с детского сада, где малышам дают базовые знания и помогают развивать элементарные навыки. Но уже в возрасте 3–5 лет ребенок понимает, что ему нравится делать, а что вызывает раздражение и отвращение. Активируется процесс восприятия информации, формирования жизненных ценностей, мыслей.

Задачи и цели

Дошкольный возраст самый благоприятный для педагогического воздействия. Поэтому очень важна работа воспитателей. С детьми проводятся интересные мероприятия, цель которых показать малышу, какие есть профессии. Рассказать о следующем:

  • трудности, возникающие при выборе профдеятельности;
  • какие достоинства у разных ремесел;
  • какие качества нужны для определенной профессии;
  • в чем суть работы и т. д.

Важно, чтобы малыш знал о профессиях, кем работают его родители и какие у них обязанности.

В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду. Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности.

Все профессии важны - все профессии нужны

Все профессии важны

Нужно лишь определить направление и обязательно дать свободу выбора. Также не навязываются размышления о том, что есть престижные или малооплачиваемые специальности. Помните, каждая профессия важна и интересна по-своему.

Основные инструменты

Реализуется профориентация для дошкольников с помощью ролевых игр. В процессе дети усваивают сведенья о профдеятельности взрослых, пробуют для себя разные роли. С помощью ролевых игр удобно и эффективно закреплять знания, полученные в процессе образовательной работы. Во время таких занятий имитируются:

  • производственные сюжеты;
  • коллектив;
  • оборудование и рабочие места;
  • модели межличностных отношений;
  • типы профессионального поведения (дружба в коллективе, конфликтные ситуации, спорные моменты, увольнения, принятие на работу, общение с партнерами и т. д.).

Важно, чтобы малыш понял, как себя вести в той или иной ситуации, научился разрешать споры и конфликты, договариваться с людьми.

Иногда в садике подобные игры реализовать тяжело. По возможности детей водят в специальные детские центры, где есть Город профессий. В таких заведениях есть множество комнат, каждая из которых отдельный офис, представляющий определенное ремесло.

Игры в больницу

Игра «Скорая помощь»

Детям выдается униформа, необходимое оборудование или приборы, объясняют, что нужно делать. Программа профориентации дошкольников разрабатывается воспитателями и соцработниками. Она обязательно должна быть предоставлена для просмотра родителям и может внедряться только после их одобрения. Во внимание берутся правки и предложения, т. е. план мероприятий разрабатывается совместно.

Возможные проблемы

Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:

  • работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
  • возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
  • нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
  • плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.

Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.

Заключение

Профориентация для дошкольников – система мероприятий, направленных на изучение мира профессий, особенностей разных ремесел для облегчения выбора специальности. Реализуется за счет ролевых игр и игровых ситуаций.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
  1. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  2. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Успех и деньги/Зачем нужна профориентация дошкольников