Зачем нужна профориентация дошкольников
Многие дети в возрасте до 7 лет не понимают, зачем им ходить в садик и учиться в школе. Они в 10–11 классах не знают, что делать дальше. Чтобы подобных ситуаций не возникло, в учебных заведениях начали внедрять профориентацию дошкольников.
Актуальность мероприятий
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, навыков, способностей и врожденных умений ребенка. Это необходимо для облегчения процесса выбора будущей профессии и возможности эффективного саморазвития. Всё начинается с детского сада, где малышам дают базовые знания и помогают развивать элементарные навыки. Но уже в возрасте 3–5 лет ребенок понимает, что ему нравится делать, а что вызывает раздражение и отвращение. Активируется процесс восприятия информации, формирования жизненных ценностей, мыслей.
Задачи и цели
Дошкольный возраст самый благоприятный для педагогического воздействия. Поэтому очень важна работа воспитателей. С детьми проводятся интересные мероприятия, цель которых показать малышу, какие есть профессии. Рассказать о следующем:
- трудности, возникающие при выборе профдеятельности;
- какие достоинства у разных ремесел;
- какие качества нужны для определенной профессии;
- в чем суть работы и т. д.
Важно, чтобы малыш знал о профессиях, кем работают его родители и какие у них обязанности.
В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду. Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности.
Нужно лишь определить направление и обязательно дать свободу выбора. Также не навязываются размышления о том, что есть престижные или малооплачиваемые специальности. Помните, каждая профессия важна и интересна по-своему.
Основные инструменты
Реализуется профориентация для дошкольников с помощью ролевых игр. В процессе дети усваивают сведенья о профдеятельности взрослых, пробуют для себя разные роли. С помощью ролевых игр удобно и эффективно закреплять знания, полученные в процессе образовательной работы. Во время таких занятий имитируются:
- производственные сюжеты;
- коллектив;
- оборудование и рабочие места;
- модели межличностных отношений;
- типы профессионального поведения (дружба в коллективе, конфликтные ситуации, спорные моменты, увольнения, принятие на работу, общение с партнерами и т. д.).
Важно, чтобы малыш понял, как себя вести в той или иной ситуации, научился разрешать споры и конфликты, договариваться с людьми.
Иногда в садике подобные игры реализовать тяжело. По возможности детей водят в специальные детские центры, где есть Город профессий. В таких заведениях есть множество комнат, каждая из которых отдельный офис, представляющий определенное ремесло.
Детям выдается униформа, необходимое оборудование или приборы, объясняют, что нужно делать. Программа профориентации дошкольников разрабатывается воспитателями и соцработниками. Она обязательно должна быть предоставлена для просмотра родителям и может внедряться только после их одобрения. Во внимание берутся правки и предложения, т. е. план мероприятий разрабатывается совместно.
Возможные проблемы
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Заключение
Профориентация для дошкольников – система мероприятий, направленных на изучение мира профессий, особенностей разных ремесел для облегчения выбора специальности. Реализуется за счет ролевых игр и игровых ситуаций.