Особенности подростковой профориентации

Проблема профориентации усложняется с каждым годом, на рынке труда появляется множество новых профессий, но исчезает ряд привычных, существовавших десятки лет. Выбрать подходящую работу для подростков непросто, все зависит от его склонностей к разным видам деятельности, интересов, окружения, а также от многих других не менее важных факторов.

Профориентация

Определиться с выбором будущей профессии непросто для подросткового возраста

Как правильно подростку определиться с профессией, чтобы в будущем он смог достичь успеха в том, что ему нравится. А главное, как сделать так, чтобы через 5–10 лет этому человеку не пришлось ходить на нелюбимую работу изо дня в день и мечтать о другой профессии.

Советы профессионалов

Сегодня существует множество людей, которые помогают определиться с тем, к чему человек стремится, кем ему было бы неплохо стать и куда направить всю свою энергию.

Профориентация подростков часто происходит по достаточно стандартной схеме и включает в себя несколько простых тестов, а также разговор с будущим специалистом.

Необязательно идти на мастер-классы или посещать психологов, которые помогут разобраться в себе.

Основные советы:

  • Подростки часто меняют свои интересы, и это может заметить каждый родитель. Поэтому рекомендуется проводить специальные тесты или просто разговаривать не один раз, а несколько, через определенный промежуток времени. Лучше всего делать это 1–2 раза в год на протяжении 2–3 лет.
  • Поиск общего. Несмотря на то что молодые люди каждый год меняют свои интересы, в выбранных и интересных профессиях часто есть что-то общее. Все это могут быть творческие профессии либо склонность к решению сложных технических задач. Когда будет найдено что-то общее между всеми интересами, круг профессий сузится.
  • Не стоит склонять ребенка к тому или иному направлению. Часто родственники или друзья пытаются помочь подростку, но в итоге это его только путает. Человек сам должен выбирать профессию, ему предстоит учится, ходить на работу и жить этим делом. Необходимо давать максимальную свободу выбора, но иногда процесс можно немного корректировать.
  • Подросток должен иметь возможность реализовать себя в своих интересах. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Только полностью погрузившись в то, что интересно, можно выявить позитивные и негативные стороны.

Необходимость профориентации

Учительница с учениками

Существует множество программ для выбора подходящей работы

Выбор профессии очень важен. Чтобы смягчить данную ситуацию и не ошибиться, следует пробовать различные программы профориентации. Разберемся с тем, что они помогают сделать.

  • Выбрать цель жизни. Для многих людей главным является достижение определенного успеха в конкретной отросли. Если этот путь к успеху будет связан с будущей профессией, то проблема мотивации отпадет, человеку будет интересно учиться и работать.
  • Определить интересы, а также слабые и сильные стороны. Все это помогает определить круг будущих профессий. Если ребенок интересуется физикой, то следует изучать все возможные специальности по данному направлению.
  • Повышение мотивации. Программы по профориентации позволяют вызывать у подростков желание к самообучению, а также поступлению в высшие учебные заведения.

Факторы и мотивы

Ученики за партами

Определитесь с видом деятельности

Если подростку сложно определиться, то можно рассмотреть мотивы, которые он преследует.

  • Материальный достаток (деньги). Каждый хочет иметь достойную зарплату, но все же некоторые профессии более перспективны в этом плане. Не стоит пугаться, если главная цель подростка — хорошо зарабатывать, это один из лучших мотиваторов, который заставляет людей учиться, уделять время определенному делу и достигать своих целей, преодолевая преграды.
  • Социальные мотивы. Некоторым необходимо занять определенное место в жизни, не так важно, какой будет заработок или сколько удовольствия принесет данный процесс. Многие просто получают удовольствие от осознания своей важности в обществе, пусть и работа неидеальна.
  • Творческие мотивы. Желание создавать что-то новое и не загонять себя в привычные рамки офисного работника. В основном это яркие и харизматичные личности, которые думают, одеваются и делают все не так, как все.
  • Познавательные мотивы. Мотивацией становится максимальное углубление, изучение узкой отрасли. Стать лучшим среди подобных — отличный повод. Ну а если данная цель достигнута, то к ней приложится хороший заработок, социальный статус и все остальное. Вот только путь может быть длинным и тернистым.
  • Моральные мотивы. Желание помогать людям или животным. Важно понимать, что это необязательно волонтерство, существует огромное количество процессий, которые позволяют сделать жизнь людей и мир лучше.

Все мотивы связаны, поэтому лучше всего выставить их в порядке важности для подростка. Подобная процедура не укажет на конкретную профессию, но даст понять, на что стоит обратить внимание, а на что тратить время вовсе не нужно.

Методики определения профессий

Существует огромное количество различных опросов и тестов. Их можно без труда найти не только в интернете, но даже на полках книжных магазинов. Некоторые из них охватывают все профессии, а некоторые только определенный круг. Они предназначены для тех, кто уже имеет общее представление.

Самые популярные и действенные методики на данный момент.

  • Диагностика структуры сигнальных систем (И.П. Павлов). Простая и популярная методика, которая помогает определить, к какому типу людей относится человек. Всего существует три варианта: художник, мыслитель и среднее между этими двумя. Сама методика представляет собой 56 простых вопросов, на которые следует отвечать максимально быстро. После прохождения теста составляется график, а также расшифровываются все данные ответы подробно.
  • Карта интересов (А.Е. Голомшток). Данный тест узконаправленный, он насчитывает 174 вопроса, за ответы на которые испытуемый набирает баллы в разных категориях. Всего существует 29 профессиональных категорий, каждая из которых соответствует ряду профессий (спорт, химия, строительство). По окончании теста становится понятно, к каким отраслям человек питает явный интерес, а какие ему не нравятся.
  • Методика Л.А. Йовайши. Один из немногих тестов по профессиональной ориентации, который включает в себя несколько вариантов ответа. Над ними следует думать и отдавать предпочтение тем, что ближе «по духу». Текст включает в себя 30 позитивных вопросов, которые позволяют определить одну из шести сфер деятельности (работа с людьми, технические интересы, материальные интересы и прочее). Он позволяет определить не только сферу деятельности, но и мотивацию для конкретного человека.

А также существуют десятки других популярных тестов, которые помогают определиться. Лучше всего пройти как можно больше опросов, чтобы получить максимально достоверные данные.

После определения сферы деятельности можно отрыть перечень профессий и выбирать наиболее интересные. Затем можно начинать изучать их углубленно, чтобы понять суть и определить, насколько это интересно и востребовано.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  2. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Успех и деньги/Особенности подростковой профориентации