Психология поведения толпы
Исходя из информации о процессе эволюции человечества, совершенно закономерным ее результатом стало формирование общества — формы симбиозного сосуществования людей, в основе которой заложены общие ценности, интересы и жизненные цели.
С развитием такой науки, как психология, возникла потребность в изучении поведения не только отдельно взятых индивидуумов, но и групп людей, а также умении определять различия между ними.
Истории известны примеры, когда большие группы людей начинали действовать в обход устоявшимся механизмам поведения. Поэтому психологами были разработаны некоторые теории, которые могли бы объяснить, чем руководствуются в своих действиях люди, объединенные по тем или иным причинам в группы. Эти теории можно отнести к одному подразделу социальной психологии и дать им название — психология толпы.
Понятия толпы и массы
В связи с тем, что современный русский язык позволяет использовать большое количество всевозможных синонимов к понятию «масса», расшифровать его стало крайне сложно. Из-за этой неопределенности часто отождествляют понятия «психология масс» и «психология толпы».
Отечественные психологи и социологи склонны считать, что масса — особый тип социального взаимодействия между людьми. Особенность, перерастающая в специфику, этого типа в том, что все взаимодействующие индивидуумы способны демонстрировать только общие стереотипы поведения. Если группа людей не объединена поведением, назвать массой ее уже нельзя. Каждый представитель массы анонимен, поскольку его личная позиция по отношению к чему-либо аморфна и размыта.
«Толпа» в психологии — это неорганизованное сообщество, поскольку регуляторами поведения людей в нем являются инстинкты.
Анонимность в этом случае также имеет место, но она обусловлена иными причинами.
Исходя из полной анонимности индивидуумов в обоих случаях, психология масс и психология толпы тождественна в отсутствии индивидуальной ответственности за совершенные поступки.
Феномен массового сознания
Основная гипотеза этого явления была предложена еще самим Фрейдом. Суть ее заключается в предположении, что группа людей, формирующая толпу, наделена неким коллективным разумом и сознанием. Благодаря этому, энтузиазм, возникающий у каждого отдельно взятого человека и спровоцированный каким-то коллективным действием, в толпе усиливается в геометрической прогрессии. Личные интересы нивелируются относительно интересов толпы.
Начиная со второй половины XIX века, в научной литературе понятие «психология масс» стало вытесняться понятием «массовое сознание». Если исходить из того факта, что массовое сознание часто толкает толпу на действия, влекущие за собой драматические социальные изменения, то возникает логичный вопрос: можно ли назвать массовое сознание коллективной бессознательностью?
Рано или поздно любой человек, находясь в толпе, независимо от степени образованности и уровня интеллекта начинает терять индивидуальное сознание, а его действия начинают базироваться на коллективном бессознательном. Терминологическим языком это явление можно назвать эффектом толпы.
Разновидности и закономерности
Толпа может быть активной или пассивной. В первом случае речь идет о собственно толпе, а во втором — об аудитории или публике, наблюдающей за действиями остальных. Классификация на предмет активности производится при опоре на доминирующее поведение людей.
Разновидности же бывают следующие:
- агрессивная;
- паническая;
- стяжающая;
- экспрессивная;
- случайная;
- конвенциональная.
Психология масс каждую из разновидностей трактует по-своему. Несложно догадаться, что агрессивная толпа являет собой группу людей, проявляющих негатив по отношению к отдельно взятым людям или объектам. Характерными признаками агрессивной группы являются бунт и линчевание объекта или субъекта, который вызывает негативные эмоции.
Доминирующим состоянием панической толпы является острое состояние паники, вызванное страхом, который был спровоцирован ситуацией, представляющей реальную или ложную опасность. Примером может быть случай пожара в каком-нибудь общественном месте.
Третий вариант, по которому можно классифицировать скопление людей, наиболее интересный, потому что представляет собой явление толпы в толпе. Это обусловлено тем, что индивидуумы, вовлеченные в группу такого типа, делятся на две соревнующиеся между собой группы. Соревнование происходит в виде соперничества, наградой за которое может быть какой-то дефицитный объект, одинаково ценный как для первой, так и для второй группы.
Экспрессивное скопление людей являет собой объединившихся в группы людей, причиной для объединения которых может служить общее, чрезмерно сильное проявление какой-либо эмоции: грусти, печали, радости, любви и т. д.
Две последних разновидности могут быть преобразованы в экспрессивную. Причиной ее возникновения может стать какое-либо событие, имеющее сильную эмоциональную окраску.
Духовное единство
Многие исследователи, предметом изучения которых стала психология масс, сходятся на том, что толпа — общество неорганизованное. Основной ее характеристикой всегда было духовное единство. В этом случае его можно сравнивать с чем-то наподобие крайне заразного инфекционного заболевания. Главным «симптомом» заболевания является состояние аффекта, которое в момент сильного эмоционального всплеска распространяется с высокой скоростью.
В качестве исключения, подтверждающего вышеописанное правило, можно рассматривать толпу, которая сформировалась в результате объединения людей, имеющих похожий образ мышления. Интегрироваться смогут только единомышленники, а не все те, кто был заражен общим эмоциональным состоянием.
Особенностью любой, особенно агрессивной группы, является категоричность убеждений и консерватизм. Их так же можно расценивать, как фундамент для духовного единства. На основании того, что толпа абсолютно уверена в правильности проведенной границы между истиной и заблуждениями, ей присуща нетерпимость.
Искусственная толпа
В век развития научно-технического процесса и информационно-коммуникационных технологий эта дилемма становится невероятно актуальной. Логично предположить, что при использовании СМИ это становится лишь вопросом времени. Сознательный накал социального беспокойства в массах, спровоцированный новостными каналами, может сформировать невротические установки, которые станут поводом для создания толпы. Чтобы закрепить позиции, необходимо какое-либо событие, даже созданное искусственно, вызывающее у созданной группы людей неподдельный интерес и волнение. Удовлетворение возникнувшего интереса становится главной потребностью толпы, что может привести к потере самоконтроля сначала отдельно взятых ее членов, а потом и всех представителей, формирующих толпу.
Совокупность людей, потерявших самоконтроль, становится идеальной жертвой для любого манипулятора, которым может быть как и известный политический деятель, так и индивидуум, закрепившийся в толпе, как явный лидер в продвижении идеи.
Главной проблемой искусственно созданной толпы является снижение общего порога цензуры для каждого отдельно взятого человека, что прямо пропорционально снижает и уровень критического восприятия информации, которую он получает из внешних источников. Результатом вышеизложенного становится внушаемость.
Любое скопление людей, созданное искусственно, можно классифицировать, как агрессивное. Умелый манипулятор может использовать эту агрессию в качестве двигателя социальных изменений, но только в том случае, когда выработано чувство уважения к ее лидеру и методам его воздействия.
Чтобы резюмировать, каким будет поведение каждого отдельного индивидуума, заключенного в искусственно созданную толпу, необходимо выделить несколько тезисов:
- сознание личности каждого человека постепенно стирается;
- способность к различению и индивидуальная воля отсутствуют;
- чувства, начинания и идеи направлены только на то, на что указывает манипулятор.
Для всей группы будет характерно следующее:
- Спонтанность. Любая группа людей живет только настоящим.
- Непостоянность, безответственность и внушаемость массы.
- Направление действия определяет эмоциональный порыв, а не четко сформулированный план.
Заключение
Толпа — скопление индивидов, где каждый из них существует в условиях, когда он может не сдерживать свои эмоциональные потребности. На основания этого он может совершать аморальные, а иногда и незаконные поступки, будучи уверенным в своей безнаказанности.