Что необходимо знать о стрессе на работе

О напряжении, вызванном работой, человек задумывается, когда неприятные эмоции становятся уже невыносимыми. До этого многие привычно терпят или игнорируют негативные ощущения. Большинство людей проводят на работе треть своего дня, это слишком большой отрезок жизни, чтобы воспринимать рабочие часы как время, которое необходимо «перетерпеть». Стресс на работе — естественная часть современной жизни, но это не означает, что нужно смириться с ним.

стресс на работе

Причины рабочего стресса — поиск корня проблемы

Первый, обязательный шаг на пути устранения стресса — выявление его источников. Проблема похожа на некое многорукое, многоглавое чудовище, с которым невозможно бороться, пока не определены конкретные причины, вызывающие ее. Уже на этом этапе стресс заметно снизится. Таково свойство психики человека — скрытая проблема тревожит гораздо сильнее, чем понятная, какой бы неприятной она ни была.

Самые распространенные причины рабочего стресса:

  • стрессогенные задачи;
  • некачественная организация рабочего процесса;
  • конфликтные ситуации на работе;
  • невозможность реализоваться;
  • личные факторы.

Стрессогенные задачи

Некоторые должности предполагают обязанности, выполнение которых само по себе ставит работника в стрессовую ситуацию. К таким обязанностям можно отнести:

  • принятие решений высокого уровня ответственности: материальной (главный бухгалтер), за судьбы и жизни людей (судья, хирург, диспетчер в аэропорту), за успех или поражение всей организации (менеджеры высшего звена);
  • разрешение конфликтных ситуаций (оператор call-центра), в т. ч. и силовых конфликтов (сотрудники служб охраны правопорядка);
  • анализ большого объема информации в короткие сроки, необходимость быстро реагировать на ситуацию (топ-менеджер);
  • работа в условиях риска для жизни (военные, пожарные).

Не каждый человек имеет достаточную стрессоустойчивость, чтобы заниматься подобными видами деятельности без последствий для своей нервной системы.

Некачественная организация рабочего процесса

некачественная организация труда

Факторами стресса могут стать как плохие физические условия труда, так и недочеты в организации процесса.

  • Частые авралы по чужой вине. Сам по себе аврал — стресс, который может быть полезен. Но если подобные ситуации возникают часто, а работник не может предотвратить их возникновение, то бесконтрольность и непредсказуемость аврала являются большим стрессом, чем само увеличение рабочей нагрузки.
  • Чрезмерный объем задач. Помимо постоянной усталости, со временем он формирует у человека чувство хронического недовольства собой как работником. Завышенная планка приводит либо к снижению качества работы, либо к невозможности закрыть все дела в срок. Добавляется и страх нареканий со стороны руководства.
  • Отсутствие ясного понимания своих должностных обязанностей. В команде нечетко распределены зоны ответственности, начальник или несколько руководителей дают противоречивые указания, какие-то процессы в организации, влияющие на рабочую активность работника, непрозрачны для него. Теряется представление о своих обязанностях, приоритетности дел, конкретных задачах, которые нужно выполнить в данной ситуации.
  • Бессмысленные дела. Это может быть составление отчетности, не имеющей практической пользы, но отнимающей массу времени у профильных задач. Это может сильно раздражать.
  • Неправильная организация рабочего пространства. Некомфортное рабочее место, отсутствие точки питания, неподходящий график, неудобное расположение офиса, шум и другие физические факторы могут снизить сопротивляемость стрессу.

Конфликтные ситуации на работе

Могут быть нескольких типов:

  • конфликт с коллегой;
  • некомфортное взаимодействие с руководителем — стиль общения и манеры последнего вызывают отторжение (чрезмерно авторитарная, «давящая» позиция в отношении подчиненных);
  • неприятная атмосфера в коллективе (равнодушие, беспринципная конкуренция, злословие и т. д.);
  • обида на руководителя (в ситуации, когда работник ожидал повышения, но был назначен его менее компетентный коллега).

стресс на работе

Невозможность реализоваться

Верный признак того, что проблема кроется в этом, когда работа начинает раздражать спустя год-другой без каких-либо видимых причин (не изменились отношения с коллегами или рабочие инструкции). Но когда базовые и социальные потребности удовлетворены, на повестку дня психика выносит так называемые высшие потребности.

Вызывать стресс может:

  • неудовлетворенность статусом своей работы или своим положением внутри коллектива;
  • невозможность раскрыть свои профессиональные качества, невостребованность знаний и навыков;
  • отсутствие перспективы для карьерного роста;
  • переживание бесполезности своего труда, незначительность его для общества или данной организации.

Личные факторы

Источник стресса может иметь косвенное отношение к профессиональной деятельности, базируясь «в голове». Но испытывать стресс на работе человек непременно будет, если он:

  • постоянно ощущает страх не справиться со своими служебными обязанностями из-за неуверенности в своих силах;
  • недоволен качеством своей работы, вследствие непомерно завышенных требований к себе;
  • испытывает тревогу потерять работу или свое положение в коллективе, переживает чувство нестабильности;
  • склонен к трудоголизму.

Стратегическое решение проблемы рабочего стресса

Если причины напряжения установлены, становится возможным избавиться от стресса на работе кардинальным образом — ликвидировать сам источник проблемы.

Самая сложная ситуация — когда стресс вызван должностными обязанностями, выполнение которых для работника затруднительно. Но стоит помнить, что психика гибко адаптируется, и уже через полгода деятельность станет привычной. Но если уровень стресса не снижается несколько месяцев подряд, имеет смысл подумать о смене деятельности.

стресс на работе

Но подобные должности нередко хорошо оплачиваются, и не всегда бывает возможно уйти с работы. В этом случае нужно установить точный срок, после которого должно последовать увольнение. Даже сильный стресс переносится легче, если его продолжительность ограничена заранее известными рамками. Стабильный стресс в конечном счете негативно скажется на здоровье, но такое «обещание» психике поможет на время снизить этот риск, особенно если не забывать снимать стресс после работы любыми доступными способами — физической активностью, медитациями, интересными увлечениями, общением с близкими людьми.

Этот способ может стать единственным выходом и в ситуации, когда стресс на работе связан с невозможностью реализации. Этот конфликт — внутренний, и решать его следует соответственно — трезво обдумать свои приоритеты и возможности, заново переосмыслить цели как на ближайшие годы, так и на отдаленное будущее. В этом могут оказать действенную помощь письменные методики: составление списка планов, плюсов и минусов текущей работы, пожеланий к идеальному месту труда, сфер, в которых реализация возможна. Подобные списки следует писать несколько раз, сравнивая их с предыдущими версиями, исправлять, вычеркивая сиюминутное или случайное, описывать свои желания и мысли более конкретно. По мере такой активности у человека сформируется точное представление о том, чего он хочет добиться, чем согласен пожертвовать, что стоит на первом месте. Сферу реализации можно найти вне работы — в хобби или общественной деятельности.

Если стресс на работе вызван плохой организацией труда, следует попытаться договориться с другими участниками процесса. Человеку, находящемуся внутри ситуации, такое решение часто кажется непосильным, поскольку создается иллюзия, что окружающие нарочно пытаются усложнить ему жизнь. Нужно осознать, что это не так, речь идет всего лишь об ошибке в алгоритме взаимодействия. Избавившись от эмоций, необходимо аргументировано изложить проблему, описав ее через факты, кратко и понятно, и озвучить руководителю или коллеге. Важно показать второй стороне, что этот шаг избавит и его от лишней нагрузки (для разговора с коллегой), и поможет улучшить качество и скорость работы (аргумент для беседы с руководителем). Главное — предложить свое решение, которое необходимо разработать заранее. Гораздо проще добиться изменений, если не только указать на проблему, но и предложить решение.

Если конфликт с коллегой пока не получается разрешить мирным путем, стоит прибегнуть к методу диссоциации. Это поможет и при общении с неприятным начальником. Нужно представить себя частью общей структуры, винтиком в системе, отделив свое «Я» от этого рабочего механизма. Коллега ссорится не с человеком, начальник кричит не на личность, а всего лишь на функцию этой личности, поэтому «Я» остается недоступно для них и сохраняет свою целостность. Решить конфликт таким путем не получится, но это даст возможность снять стресс на работе, когда он начнет быстро нарастать в конфликтной ситуации, и спокойно продолжать трудиться.

Что касается обид, то корень этой проблемы — в неумении или страхе озвучивать свои чувства. Это делать необходимо, поскольку замалчивание эмоций приводит к накоплению стресса, для которого нет вывода. Такому проговариванию нужно учиться, тренируясь на друзьях и близких, прежде чем пойти к начальнику. Чтобы такое послание было воспринято правильно, нужно избегать в нем агрессивных и обвиняющих формулировок, строить фразу от своего лица, не указывая на поступки другой стороны. Например: «Я разочарован тем, что эту должность отдали N., потому что…». Важно четко назвать эмоцию, понять ее самому.

Личные факторы в основном не связаны с рабочей ситуацией. Это внутренняя активность, которая проявляется в приписывании другим людям неких эмоций, намерений, оценок. Такие проблемы лучше решать со специалистом в рамках личной терапии, иначе любая работа станет источником подобного стресса.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
  3. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
  4. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
Главная/Успех и деньги/Что необходимо знать о стрессе на работе