Страшные проблемы подростковой наркомании

С развитием химической промышленности стало появляться все больше препаратов, которые оказывают расслабляющее воздействие на организм, приносят чувство эйфории. Распространение наркотических веществ происходит благодаря СМИ и государственным деятелям, которые позволяют безнаказанно уничтожать будущее страны. Наркомания подростковая представляет собой психологическую и физическую зависимость от психотропных веществ.

детской наркомании

Актуальность

Наркомания среди подростков сегодня приобрела эпидемиологический характер, причем распространена она среди всех слоев населения. В последние годы дети начинают пробовать наркотики впервые уже в возрасте 12-13 лет. В странах постсоветского пространства проблема начала активно распространяться среди подростков позже, чем в западных. Если в Европе и Америке детская наркомания начала фиксироваться в 50-х годах, то в СССР только в 60-х.

Зафиксирована переменчивость веяний моды на разновидности психотропов. Появляется все больше средств собственного изготовления с использованием различных аптечных препаратов, которые можно приобрести без рецепта, и щелочных добавок, продающихся в любом хозяйственном магазине. Также отмечается рост периодического употребления по сравнению с систематическим принятием вещества или полинаркоманией.

Причины зависимости

Наркомания среди подростков имеет свои причины.

  1. Биологические – генетическая предрасположенность, обусловленная особенностями синтеза нейромедиаторов в ГМ. Чаще детская наркомания идентифицируется у индивидов с врожденными или передающимися по наследству расстройствами психики (шизофрения, маниакальная депрессия, олигофрения).
  2. Психологические – недостаточная зрелость ребенка в плане восприятия общества и себя в нем, слабоволие, стремление стать таким, как все, потребность в получении острых ощущений. Одним из факторов может стать недостаток воспитания, плохие взаимоотношения в семье, со сверстниками, сильные умственные и физические нагрузки.
  3. Социальные – подростковый возраст сопряжен с активным развитием психики, тела, гормональной перестройкой. Ребенок начинает взрослеть, нуждается в налаживании социальных контактов, что дается не очень легко, поэтому он начинает употреблять средства, позволяющие чувствовать себя крутым, раскованным.

Социальные факторы очень сильны. Сложности в общении – наиболее распространенная проблема среди детей пубертатного периода. Глядя на то, что делают другие, ребенок пытается не отставать от своих сверстников. Большое значение имеет культурная среда, семейная и социальная. Наркологи и психологи отметили, что периодическое употребление наркотических веществ чаще спровоцировано социальными факторами, а тяжелая наркомания в подростковом возрасте становится следствием психических и биологических факторов.

Стадии развития

Аддикция в детском возрасте проходит 4 стадии развития.

  1. Начальный этап представляет собой знакомство с препаратом. Первая попытка или серия проб не вызывают состояния эйфории, скорее сопровождаются неприятными физиологическими проявлениями (рвотой, головокружением, сонливостью). На первой стадии вырабатывается психологическое отвержение внутреннего запрета на прием психотропного вещества. На стадии знакомства с веществом пациенты часто вырабатывают мнение о безопасности наркотика. Подросток, анализируя свое состояние, думает, что сможет в любой момент отказаться от психотропа. Начальная стадия является переломным моментом, когда личность переступает через какие-то определенные границы, установленные внутренним «Я», борьбой с совестью. Человек понимает, что это плохо, но следует за сверстниками или пытается бунтовать против установленной дома, в школе системы.
  2. Уже на второй стадии появляется ощущение эйфории. Подростки начинают понимать, что удовольствия можно достичь, не прикладывая к этому особых усилий. Наркотик на этом этапе становится легким способом оградить себя от внешнего мира, снять стресс, расслабить мозг и тело. Как таковой зависимости на этой стадии нет, употребление продолжается из-за стремления быть частью определенной социальной группы, разделять ее интересы или отвлечь себя от пугающей реальности.
  3. На третьем этапе формируется стойкая психическая зависимость. Клетки мозга уже привыкли к поступающему извне стимулятору, поэтому длительный перерыв начинает вызывать неприятные ощущения. Индивид становится раздражительным, беспокойным. Теперь ребенок ощущает потребность в наркотиках. Употребление продолжается не только из-за желания ощущать эйфорию, но и для устранения абстинентного синдрома. Со временем наркозависимые начинают повышать дозировку, потому как организму нужна более сильная стимуляция.
  4. На четвертой стадии к психической добавляется физиологическая зависимость, которая при попытках отменить препарат проявляется сильной ломкой, сопровождающейся болезненными вегетативными и соматическими симптомами, вплоть до конвульсий, отказа некоторых органов.

Стадии развития наркомании у детей

Признаки ребенка-наркомана

Наркомания среди школьников – нередкое явление, поэтому нужно знать, когда следует бить тревогу. Симптоматическая картина может меняться в зависимости от разновидности препарата. Однако есть несколько признаков, которые внимательные родители заметят сразу:

  • изменение поведения – ребенок много врет, не говорит, где и с кем был, теряет интерес к тому, что раньше приносило ему удовлетворение;
  • разрыв социальных связей – ребенок старается отдалиться от сверстников, родителей, прекращает посещение кружков;
  • резкая смена фазы активности на заторможенное состояние;
  • предпочтение отдается одежде с длинными рукавами, вне зависимости от погодных условий;
  • бледность, снижение веса, появление на лице и других участках тела нарывов, гнойников;
  • нарушения координации, странная речь.

Помимо внешних симптомов, у подростков, употребляющих различные наркотические вещества, могут быть обнаружены предметы для их обработки.

Возможные последствия

Наркомания среди несовершеннолетних приводит к плачевным последствиям. Начало пубертатного возраста характеризуется развитием половой системы, которая страдает от токсинов. У девочек нарушается менструальный цикл, вплоть до полного прекращения. У мальчиков тормозится процесс развития. Привычка приводит к полному бесплодию или повышает риски рождения детей с уродствами и патологиями органов и их систем.

Активные вещества наркотических препаратов оказывают негативное влияние на мозговые центры. Клетки ЦНС начинают отмирать, за счет чего нарушается работоспособность всего организма. Сегодня многие наркоманы стали варить препараты самостоятельно, используя для приготовления щелочь. При попадании в организм такого вещества начинаются процессы гниения, которые невозможно остановить. Как результат, чернеют пальцы, разрушаются целые куски кожи, оголяя плоть. Даже после удаления гангренозного участка тела гниение не прекращается, а распространяется на остальные органы.

Разрушение отдельных участков мозга, отвечающих за разные виды восприятия, приводит к тому, что индивид превращается в животное. Чтобы достать средства на дозу, наркоман готов на все. Человек может убить, украсть, не чувствуя угрызений совести.

Наркомания среди детей часто сопровождается неразборчивостью в половых связях. Этот факт становится причиной нежелательных беременностей, распространения венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В.

Возможные последствия

Методы диагностики и лечение

Главные способы определения наркомании – проведение тестов на наличие психотропных препаратов в организме, путем взятия образца крови, волос. Внешний осмотр не всегда может быть объективным, потому как при длительном перерыве признаки могут отсутствовать.

Терапия будет определяться в соответствии с разновидностью наркотического средства, дозировки, частоты, длительности применения. Периодическое употребление наркотиков может лечиться в амбулаторных условиях. Длительное применение психотропа, сильная психическая и физическая зависимости требуют госпитализации.

Первая стадия лечения предполагает проведение детоксикации организма. Полное выведение токсинов занимает 21 день. Затем начинается работа с психологом, которая включает групповую и индивидуальную терапию. Одним из важных элементов лечения является смена социального окружения, иногда приходится выбирать другое место жительства.

Прогноз

Употребление наркотиков детьми ведет к страшным последствиям. Прогноз полностью зависит от разновидности психотропа и тяжести поражений ГМ, остальных систем органов. При употреблении химических препаратов чаще всего спасти жизнь детям на четвертой стадии наркозависимости не удается.

На успех лечения будет влиять желание самого пациента отказаться от такой жизни. Если индивид не согласен с такой позицией и ему нравится зависимое состояние, шансы ничтожно малы.

Заключение

На сегодняшний день 30% подростков являются наркоманами.

Аддикция у детей пубертатного возраста – страшная болезнь, которую нужно пытаться пресекать всеми мыслимыми способами.

На уровне школьных учреждений необходимо проводить тренинги как с учениками, так и с родителями. С проблемными подростками должны активно работать психологи. На уровне государства должны проводиться своевременные рейды по выявлению распространителей психотропных веществ. Родителям стоит внимательнее относиться к проблемам своих детей, уделять им больше времени, быть в курсе их интересов, знать всех друзей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
  4. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
Главная/Зависимости/Страшные проблемы подростковой наркомании