Способы лечения токсикомании

Множество общих признаков имеют наркомания и токсикомания. Токсикомания – злоупотребление химическими и токсическими препаратами, вызывающее зависимость.

Девушка дышет клеем

Причины

Основной группой риска являются подростки от 15 до 20 лет. У них еще слабо выражено собственное мнение о чем-либо, им хочется узнать как можно больше. Основные причины — вредные привычки.

Ребенку интересно попробовать что-то новое. Хочется испытать на себе действие наркотиков, ощутить галлюциногенные эффекты. Но есть множество других физических и психических факторов, из-за которых развивается этот вид наркомании.

Плохое воспитание

Мама за компьютером

Родители не интересуются жизнью ребенка, не проводят с ним соответствующие беседы. Не знают о том, как чадо проводит свой досуг.

Такое отсутствие ласки и заботы провоцирует ребенка к осуществлению не всегда обдуманных действий. Происходят нарушения психики. Ему не с кого брать положительный пример, поэтому во всех поступках он ориентируется на сверстников. У него также отсутствует самокритика, что не позволяет оценить собственные действия.

Неблагополучное положение в семье

Родители ругают ребенка

Из-за проблем в семье ребенок испытывает желание найти радость в чем-то другом. Попав в плохую компанию, он захочет попробовать наркотики.

Ребенок взрослеет, но жизненных ориентиров у него нет, т. к. родители не помогают их отыскать. У подростка сила воли еще слабая. Ему кажется, что проблем много и решить их практически нереально. Результат – активно развивается зависимость от различных психотропных или токсических веществ.

Отсутствие просветительской работы

Мама общается с сыном

С детьми никто не беседует на тему токсикомании и ее последствий. Они часто действуют неосознанно, не думая о возможных итогах. Ориентируются лишь на получение удовольствия.

Часто такие дети не посещают школу. Другой вариант – с ними никто не проводит санитарно-просветительской работы: ни родители, ни социальные работники, ни сотрудники соответствующих служб. Всю информацию они получают из соцсетей или других информационных источников в интернете.

Бездуховность и безыдейность

Девочка за столом

Ребенок ни на что не надеется и не строит планов. Живет одним днем. Ему кажется, что это нормально.

Если подростка чем-то не заинтересовать, он начнет искать это в запрещенных вещах – наркотиках. У ребенка отсутствуют идеи, планы, высокие стремления, принципы. Он неспособен организовать свой досуг более интересно и весело, т. к. не знает, как это сделать. Школа и учеба для него уже давно утратили интерес.

Специфические личные качества

Мальчик кричит

Часто на развитие токсикомании влияет наличие определенных человеческих качеств. Зависимости от токсических веществ часто подвержены люди с такими чертами характера:

  • высокая степень инфантилизма;
  • зависимость от чужого мнения, действий, решений;
  • пассивность личности, из-за чего человек сильнее подвергается постороннему влиянию;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • определенная степень демонстративности.

Нарушения сознания часто развиваются из-за высокой степени внушаемости. Это означает, что человек довольно просто поддается чужим запросам и просьбам. Его легко загипнотизировать и заставить сделать что-либо. Так и происходит с подростками, которыми довольно легко управлять на подсознательном уровне, зная их слабые места.

Психические расстройства

В наркологии психические нарушения часто негативно сказываются на развитии личности. Вместо спокойной жизни, человек постоянно пребывает в стрессе. Возможны затяжные депрессивные состояния.

Психические и соматические нарушения в виде шизофрении, маниакального психоза, нервоза, фобических расстройств, олигофрении хуже всего сказываются на состоянии человека. Больной становится очень уязвимым. Каждая неудача вызывает панику, тревогу и раздражение.

Он считает, что единственный правильный выход из ситуации – употребление наркотиков, потому как клей «Момент» и другие похожие вещества являются легкодоступными, а попробовать себя в роли взрослого токсикомана не составляет труда.

Симптомы

Согласно исследованиям, подростками-токсикоманами ежегодно вдыхается до 100 тысяч химических веществ. Взрослые больные употребляют в 2–3 раза больше.

Организм каждого человек имеет разную степень восприимчивости, особенно к химическим и токсическим веществам. Но часто основные признаки токсикомании проявляются одинаково. Они оказывают сильное негативное влияние на организм ребенка или взрослого.

Социальные и психические

Первое проявление – безразличие ко всем. Если это подросток, то его сложно контролировать: он может долго не появляться дома.

В его кругу общения появляются странные знакомые. Они могут быть вдвое старше. Ребенок перестает проводить время с одноклассниками или однокурсниками.

Среди других признаков:

  • деградация;
  • резкое снижение социальной активности;
  • невнятная речь;
  • неумение самостоятельно принимать решение (человек действует лишь по команде других) и т. д.

Информацией о своем месте пребывания ребенок с родителями не делится, становится замкнутым в себе. Как результат – отношения с родными ухудшаются.

На развитие токсикомании также влияют психические расстройства. Часто у токсикоманов возникают заболевания ЦНС. Могут появиться суицидальные склонности, фобия смерти, психосенсорные расстройства.

Возникает психическая зависимость. Мотив для приема психотропных веществ один – получить очередную дозу и почувствовать эйфорию.

Определить, что у ребенка токсикомания, можно по внешнему виду. Одежда воняет газом, бытовой химией или другими химикатами. Глаза красные и постоянно слезятся. Успеваемость в школе резко ухудшается, как и память.

Эмоциональные

Человек после употребления вещества становится очень буйным. Его все раздражает и вызывает отрицательные эмоции. Появляется психомоторное возбуждение.

Наркотические отравления сопровождаются приступами паники, тревоги и агрессии. Человек неспособен адекватно оценивать ситуацию и реагировать на происходящее. Из-за превышения дозы токсичных соединений появляются галлюцинации. Это буквально сводит его с ума и вызывает продолжительную истерику.

Физические

У токсикомана часто случаются головокружения. Самочувствие постепенно ухудшается. Приятные ощущения он испытывает, лишь вдыхая клей или другое токсическое вещество.

Среди других признаков наблюдаются:

  • повышенное потоотделение;
  • тошнота и рвота;
  • головная боль;
  • повышенное или пониженное давление;
  • першение в горле;
  • частый, прерывистый кашель;
  • сильнейшая слабость;
  • повышенное слюноотделение;
  • расширенные зрачки.

Каждый прием вещества сопровождается легкой дрожью. Происходят резкие температурные перепады. Сердцебиение ускоряется. Присутствует навязчивое ощущение жажды.

Со временем проявляются внешние признаки. Ногти становятся ломкими. У девушек волосы становятся сухими, безжизненными, кончики — секущимися.

Происходит резкая потеря веса. Спустя месяц регулярного употребления токсических соединений, человек теряет от 10 до 25 кг.

Стадии зависимости

Бензиновая или любая другая токсикомания развивается довольно быстро. Выделяют разные стадии развития и виды этой зависимости.

Подростки становятся зависимыми, спустя 2–3 месяца, взрослые – через 4–6 месяцев. Это напрямую зависит от состояния разных составляющих здоровья. Из-за такого быстрого воздействия токсикомания опасна.

Зависимость формируется в несколько этапов:

  1. Первый прием. Зависимости еще нет, но приятное ощущение есть. Бывает, что первый опыт заканчивается неудачно и человек не получает никакого удовольствия от приема токсических соединений. Химический запах может вызвать головную боль и тошноту.
  2. Последующие приемы. Попробовав наркотики второй, третий раз, человек испытывает приятные ощущения, что постепенно вызывает зависимость. После 4–5 вдохов вещества возникает эйфория или кайф. Появляется шум в голове. По всему телу раздается тепло. Настроение резко улучшается, заботы на время исчезают. В процессе у токсикомана формируется мнение, что токсическое опьянение – легкий способ забыть о проблемах.
  3. Психологическая зависимость. Человек привыкает к тому, что избавиться от уныния и печали можно с помощью вдыхания клея. Происходит утрата ясности мышления. Восприятие действительности искажается. Равновесие нарушается, и человек не в состоянии нормально передвигаться. В результате он может иметь ушибы и синяки. Интерес к жизни теряется. Больной начинает искать разные способы получить очередную дозу: использует клеевые компоненты, бытовые химикаты, промышленные действующие вещества, в составе которых есть токсины.

Последний этап развития – физическая зависимость. Первый признак – ломка. Спустя полгода нюханья химикатов, появляется абстинентный синдром. Появляется состояние опьянения.

Без регулярного употребления наркотика начинаются резкие перепады давления, настроения и температуры. На этом этапе больному тяжело себя сдерживать или контролировать. Желая получить очередную дозу, он способен на любой шаг, становясь социально опасным.

Виды

В наркологии выделяют 4 вида токсикомании. Главное различие — состав химического вещества. Ими могут быть бензин, клей, освежители воздуха, дезодоранты, ацетон, газ — токсические соединения, имеющие ярко выраженный запах.

Основные виды зависимости:

  1. Токсикомания газом. Обычно средством для вдоха является газ для зажигалок. Вдохи паров газа опасны тем, что могут вызвать мерцательную аритмию. Результат – смерть.
  2. Токсикомания бензином. Самыми опасными химикатами являются бензол и ксилол. После вдыхания этих веществ сильно поражаются все дыхательные пути. Раздражается слизистая. Появляются сильный кашель и першение в горле. Если дышать парами бензола и ксилола более 5 минут, образуется делирий – состояние, при котором человек ловит эйфорию, испытывая сильнейшие галлюцинации и опасный бред.
  3. Токсикомания клеем. Кроме клея, понадобится целлофановый пакет. Его смазывают клеящим веществом, в составе которого есть вредные пары, и помещают на голову, после чего затягивают на шее. Опасность этого вида токсикомании в последствиях. Находясь под сильнейшим дурманом, человек не всегда способен самостоятельно снять пакет с головы. В итоге возможен летальный исход даже не от паров клея, а от удушья.
  4. Токсикомания ацетоном. Отличается токсикомания этого вида от других во времени появления первых симптомов. Человек ловит кайф буквально после первого вдоха паров. Это приводит его или к эйфории, или к рвоте.

Но, кроме бытовых химикатов, есть специальные ингаляторы с алифатическими соединениями. Они вызывают дерматит и ожоги, если попадают на кожу. За 5 вдохов могут полностью «разъесть» легкие ребенка. У взрослых могут вызвать рак дыхательных путей. Смерть после употребления таких ингаляторов возникает из-за нехватки кислорода.

Диагностика и лечение

Обратиться за помощью к наркологу нужно, как только были определены хотя бы минимальные признаки токсикомании. Можно отправиться в наркологический центр, где больного полностью обследуют.

Обычно лечение зависимости проходит амбулаторно. Пациента лечат от отравлений хлором и другими токсическими веществами. Проводят очищение сердца, слизистой и дыхательных путей с помощью детоксикации.

Часто назначают лекарственные препараты – антидепрессанты, нейролептики. Они помогают избавиться от депрессии и ломки. Снотворное необходимо для устранения нарушений сна. Каждому пациенту, вне зависимости от стадии токсикомании, назначают пропить курс витаминов и средств от отравления. Это помогает вернуться к здоровой жизни.

Работа с психологом

После минимального восстановления состояния здоровья проводится работа с психологом. Обычно это комплекс состоит из когнитивно-поведенческой терапии и групповых занятий.

Вначале проводятся минимум 2 занятия индивидуально. На них обсуждаются основные мотивы, которые спровоцировали клиента попробовать нюхать токсины. Ему предлагают обдумать следующее:

  • почему мне необходимо понюхать газ, бензин или другое вещество;
  • что случится, если я перестану нюхать токсические химикаты;
  • кто сказал, что эффект будет обязательно приятным;
  • почему я не могу найти радости в чем-то другом;
  • какие у меня отношения с родными и т. д.

Это позволяет пациенту проанализировать свою жизнь за время, когда он находился под влиянием токсических веществ и перед появлением зависимости. При общении с врачом он находит психологическую поддержку, что позволяет ему легче переносить этап отсидки.

Во время сеансов врач много общается с больным на разные социальные темы. Его задание – создать оптимальные условия для социальной адаптации пациента.

Важная часть лечения с помощью когнитивно-поведенческой терапии – исполнение домашних заданий. Это могут быть культурные походы в кино, музеи, кафе. Врач просит внимательно ознакомиться с разными статьями на тему токсикомании, в особенности с теми, где указываются негативные последствия от воздействия токсических веществ.

Ожидаемый результат от лечения – изменение типа мышления и модели поведения больного. Важно заставить его вспомнить те моменты, когда он был счастлив. Это поможет понять, что можно быть радостным и счастливым и без вдыхания вредных паров.

После этого проводится групповая терапия. Максимальное количество людей в группе – 5. Она формируется исходя из стадии зависимости и реабилитации, потому что на разных уровнях у человека разные психические расстройства.

На занятиях обсуждаются различные жизненные темы, книги, фильмы. Задание – научить пациентов вновь контактировать с людьми.

Занятия могут проводиться в форме ролевых игр. Может воспроизводиться определенная модель общества или поведения. В такие моменты пациент учится вести себя в разных ситуациях и принимать решения.

Важно, чтобы на каждом занятии все участники были максимально активными и вовлеченными. В обратном случае эффекта от такого лечения не будет.

Групповая терапия в среднем длится 6–8 занятий. Чем ниже степень развития зависимости, тем меньше нужно посещений. Но после каждого сеанса результат будет заметным.

Профилактика

По отношению к детям важно проводить лекции на тему вреда токсикомании. Объяснять, какой вред здоровью наносит эта разновидность наркомании.

ВОЗ выделены такие виды профилактики:

  1. Первичная. Предупреждение употребления токсических веществ. Проводится в виде лекций, семинаров в школах. Организаторы – сотрудники специальных служб или наркологических центров. В ходе мероприятий делятся информацией о вреде токсинов, рассказывают о возможных последствиях.
  2. Вторичная. Такая профилактика нацелена на людей, которые уже употребляли токсические вещества хотя бы 1 раз. За такими людьми ведется тщательное наблюдение. Их могут поставить на учет в спецслужбах. Особенно актуальна вторичная профилактика, если больной не проходил курс реабилитации.
  3. Третичная. Цель – медицинская реабилитация токсикоманов. На этом этапе больных отправляют в центры реабилитации. Проводится социально-трудовая работа. Каждый день пациент посещает психолога или групповые занятия. Другой целью третичной профилактики является предотвращение повторного образования токсикомании.

Детям и взрослым объясняют основное отличие токсикомании от наркомании. Оно заключается в том, что наркотические вещества часто являются запрещенными и труднодоступными. Для того чтобы подышать едкими газами, достаточно приобрести клей, одеколон и прочие химикаты. Они способны вызывать сильные галлюцинации и очень быстро формируют зависимость.

Другие профилактические меры – общественная борьба с токсикологией. Она часто реализуется через социальную рекламу. А также используются административно-законодательские меры. Большая часть детей и студентов посещают воспитательные мероприятия.

Заключение

Токсикомания – зависимость от вдыхания паров токсических веществ (газа, бензина, ацетона и т. д.).

Имеет проявления такие же, как и при других видах наркомании – расширенные зрачки, резкие скачки давления и температуры, легкая дрожь, рвота, головокружение и т. д. Лечиться необходимо стационарно или амбулаторно, в комплексе с работой психолога.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
Использованная литература:
  1. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Зависимости/Способы лечения токсикомании