Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Дыхательная гимнастика от заикания

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Консультация специалиста

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Игра Ветерок

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Надувание шариков

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Упражнения Стрельников

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • скороговорки.

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Ладошки

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Насос

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Упражнение "задувание свечи"

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
  2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
  3. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Главная/Невроз/Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей