Как вылечить дома детское заикание

Возникновение первых признаков заикания наблюдается в возрасте 2–5 лет. Важно начать лечение в этот период, иначе патология речи может обернуться серьезными проблемами психологического характера, что приведет к ограничению связей с социумом. Терапия проводится комплексно, включая домашние занятия.

Лечение заикания

Последовательность лечения

Терапия начинается со сбора анамнеза, назначения ряда процедур, занятий с неврологом, психологом, логопедом, медикаментозных средств. Лечение заикания у детей самостоятельно в домашних условиях — одно из комплексных мероприятий. Врач проводит обязательную консультацию с родителями о необходимых мерах, способствующих улучшению самочувствия и повышающих эффективность процедур, проводимых в лечебном учреждении.

Первоочередную роль играет психологическая ситуация в семье. Родителям нужно стать более лояльными друг к другу, не ссорится при ребенке. Основной принцип лечения заключается в устранении стрессового фактора, негативно влияющего на самочувствие малыша.

Если у ребенка имеются фобии, необходимо об этом сказать врачу и поспособствовать их устранению.

Консультация специалиста

Нельзя заставлять побороть страх или пытаться высмеять, выставляя фобию как недостаток. Его нужно понять и пережить вместе с ребенком. Полностью победить страх не может даже взрослый человек. Он заложен на генетическом уровне и является одной из составляющих инстинкта самосохранения. Важно разделить с малышом его страх на сегменты и разложить их по полочкам. Научиться вместе избегать их или адаптироваться жить с ними.

Малыш боится собаки. Расскажите об этих животных, посмотрите картинки, разузнайте, что они едят, объясните, почему они громко лают. Сходите вместе на выставку собак, если получится, постарайтесь подойти на максимально близкое расстояние. Постепенно адаптируя малыша и разъясняя интересные факты о явлении, вызывающем ужас, вы избавите его от страха.

Занятия у логопеда

Терапия логоневроза у детей в домашних условиях включает логопедическую работу с родителями. Чем чаще будут проводиться занятия, тем действеннее будет лечение. Артикуляционную гимнастику выполнять с ребенком совсем несложно. Для этого вам понадобится зеркало. Малышам можно преподнести ее как зарядку для языка и рта. Занимайтесь вместе с малышом, показывая ему правильное положение органов речи. Он будет смотреть на вас и повторять движения перед зеркалом. Преподносите все упражнения в виде игры. Ребенок так лучше воспринимает информацию и охотнее идет на контакт.

Занятия у логопеда

  1. Для развития диафрагмы у маленьких детей предлагается упражнение «Ветерок». Установите перед ребенком предметы, которые нужно сдуть. Можете самостоятельно сделать деревья из картона и выстроить лес. Предложите представить, что он ветер, который гулял по лесу и решил немного пошалить. Сначала он подул немного (чтобы деревца не падали), затем чуть сильнее, и в конце подул так сильно, что все деревья вырвало с корнем. В занятиях можно использовать воздушные шары. Предложите сделать квартиру праздничной, украсив ее шариками, которые нужно надуть или посоревнуйтесь, кто больше шаров надует.
  2. Читайте сказки и просите потом рассказать, что ребенок запомнил. Делайте это хитро. Укладывая спать, на ночь читайте сказку. Проделывайте это несколько дней подряд. Через 3–5 дней перед дневным сном ложитесь рядом с малышом и попросите его уложить вас спать, рассказав вам сказочку.
  3. Старайтесь делать упор на упражнениях, которые не особо хорошо выходят на занятиях с логопедом. Так ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Устраивайте спектакли дома. Сначала только в тесном семейном кругу: мама, папа, ребенок. В первый вечер сценку ставят мама и папа, а малыш является зрителем. На следующий день один из взрослых зритель, а ребенок переходит на место участника. Плавно подготовьте малыша к увеличению аудитории. Попросите прийти бабушку. Постепенно подведите малыша к тому, что зрителей станет 4–5 человек, задействовав друзей семьи.
  4. Развивайте кругозор. Купите красочные книги с энциклопедическими данными о природных явлениях, животных, растениях, если ребенку любопытно, то можно воспользоваться даже анатомией человека, адаптированной под соответствующий возраст. Читайте вместе, а затем просите малыша рассказать о запомнившихся фактах родственникам или друзьям.

Чтение и пересказ сказок

Упражнения и артикуляционная гимнастика

Хорошо воспринимаются детьми упражнения с языком. Попросите малыша надуть щеки, представив, что он воздушный шар, а затем, при помощи ладошек, сдуть воздух.

Затем следует упражнение «Забияка». Малыш показывает язык, вытягивая его как можно сильнее в попытках достать до подбородка. Затем пытается положить кончик языка на нижнюю губу и удерживать его как можно дольше. Помните, что для ребенка это упражнение тяжелое, т. к. мышцы развиты еще плохо, не заставляйте держать слишком долго. Предложите посоревноваться, кто дольше удержит.

Упражнение «Рыбка говорит». Просите ребенка вытянуть губы в трубочку. Затем открывать рот, издавая звук губами, удерживая их в таком положении. Движения резкие, ритмичные.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Обзывалки». Выберите категорию слов: овощи. Скажите ребенку: «Ты, помидорчик, а я кто?». Ребенок называет вас любым овощем, который приходит на ум.

Звуки ставят только с 5 лет. Раньше этим заниматься не следует. Когда начнутся соответствующие занятия с логопедом, можно будет дома учить небольшие скороговорки.

Правильность дыхания

Дети часто говорят взахлеб, пытаясь выдать больше информации. Учитесь с малышом правильно дышать. В этом помогут физические упражнения. Проработка шеи: голова наклоняется вперед на выдох, закидывается назад на вдох. Можно использовать упражнения из детской йоги. В подобных комплексах акцент сделан на дыхании. Предварительно проконсультируйтесь с врачом, какие физические нагрузки будут полезны в вашем случае.

Гимнастика Стрельниковой

Вечером упражнения не выполняют, т. к. это приведет к перевозбуждению нервной системы, и ребенок не сможет уснуть.

Расслабление и рацион

Немаловажным в лечении заикания является подержание иммунитета. Ослабление защитных реакций организма приводит к ухудшению работы мозга, что снижает эффективность лечения патологии речи. Обучитесь расслабляющим техникам массажа. Сделать это несложно. В домашних условиях обычно используется классическая техника, включающая приемы поглаживания и вибраций. Желательно делать массаж перед сном, после расслабляющей ванны.

Не забывайте о правильном питании. Ребенок должен получать достаточное количество витаминов, необходимых для укрепления и восстановления нервных клеток. Сделайте акцент на овощах, фруктах, твороге и кефире.

Правила поведения для родителей

Речевые навыки ребенок получает от родителей. Взрослым следует избегать в речи слов-паразитов. Она должна быть плавной, четкой. Произношение звуков должно быть правильным.

Не сюсюкайте с малышом. Откажитесь от сокращений слов и произношения фраз, сложных для восприятия. Подавайте развивающую информацию в доступной форме, понятной ребенку.

Пение от заикания

Перед поступлением в школу малыша необходимо адаптировать к новой среде и социуму. Работайте сообща с логопедом, неврологом и учителем. Если появились первые симптомы рецидива, не старайтесь оградить ребенка от выступлений перед публикой, но и не давите на него. Готовьтесь вместе к занятиям и ответам у доски. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Так он обретет уверенность в себе.

Постарайтесь отвлечь его от проблемы с речью.

Лечение заикания у подростков

В подростковом возрасте рецидивы заикания возникают наиболее часто и приносят ощутимый психологический дискомфорт. Этот период жизни у детей связан с перестройкой организма, чрезмерными нагрузками в школе и возникновением понимания своего места в социуме.

Лечение заикания у подростков заключается в адаптации к сложившимся жизненным обстоятельствам. Необходимо посетить логопеда и психолога, чтобы получить консультацию. Родителям важно выстроить доверительные отношения с подростком. Нужно определить причину, которая спровоцировала рецидив, и постараться ее устранить или снизить влияние.

Игра-упражнения

Чтобы избавиться от заикания самостоятельно, подростку нужно следовать следующей схеме поведения в стрессовой ситуации:

  • Контролировать дыхание.
  • Расставлять паузы.
  • Произносить длинные фразы на вдохе.
  • Не закрываться от окружающих.
  • Не концентрироваться на речевой проблеме.
  • Использовать эффективные тактики расслабления.
  • Находиться больше на свежем воздухе, соблюдать режимы питания, сна.

Исцеление народными методами

Вылечить заикание народными средствами невозможно. Их используют как дополнение к основному лечению. Успокаивающие отвары трав благотворно влияют на нервную систему, но перед их применением необходима консультация врача. Народные рецепты являются хорошей альтернативой таблеткам.

Положительно на нервную систему влияют:

  • Мята.
  • Ромашка.
  • Чабрец.
  • Корень валерианы.
  • Мелисса.
  • Зверобой.
  • Липа.
  • Роза чайная.

Их можно употреблять в виде чая. Чтобы расслабить нервную систему, отвары трав добавляют в ванну. Время водных процедур — 20 мин.

Кроме травяных сборов, можно использовать эфирные масла. Чайное дерево поможет укрепить иммунитет. Эфир цитрусовых повышает настроение. Лаванда успокаивает и тонизирует.

Заключение

В борьбе с заиканием используется целый комплекс мероприятий. Немаловажным является домашнее лечение, которое позволяет закрепить результаты работы врачей и поднять самооценку ребенка. От поведения родителей и их стремления устранить проблемы во многом зависит исход лечения. Все домашние мероприятия проводятся после консультации со специалистами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
Использованная литература:
  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  3. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  4. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
Главная/Невроз/Как вылечить дома детское заикание