Меры профилактики заикания

Спазмирование артикуляционной и гортанной мускулатуры вызывает заикание. Отклонения от нормы в речи наблюдаются чаще в начале разговора, чем в середине. В результате спазма человек задерживается на одном звуке, часто его повторяет, делает паузы.

Профилактика заикания

Причины появления речевой патологии

Причины заикания:

  • травматизация мозговых центров;
  • особенности психики личности;
  • требования особого рода к речи со стороны родителей;
  • страхи;
  • смена психологической обстановки;
  • речь низкого качества в семейном кругу;
  • наследственность;
  • патологии речевого аппарата.

Профилактика у детей и взрослых логоневроза базируется на устранении явных причин заболеваний и улучшении психоэмоционального фона.

Причина заикания - ссоры в семье

Меры предупреждения в детском возрасте

Первичная профилактика заикания предполагает вводный курс для родителей и педагогов младших дошкольных учреждений о правильном развитии речи у малышей в возрасте 2–5 лет. Значительная роль в появлении симптомов заболевания отводится:

  • особенностям характера;
  • ситуации психогенной в дошкольном учреждении и семье;
  • особенностям речи окружающих, которым малыш будет подражать на ранних стадиях становления речи.

Все люди, окружающие ребенка, имеющие непосредственное влияние на его воспитание, должны быть осведомлены об особенностях развития речи, условиях, способствующих речевым патологиям.

Факторы риска

Профилактические меры сводятся к 3 основным направлениям:

  • профилактика развития патологии у малышей;
  • профилактика закрепления (хронификации) и рецидивов;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией.

Профилактика развития патологии у малышей

Профилактика косноязычия у детей заключается в обеспечении стабильной психогенной ситуации в социуме, в котором находится малыш. В группе риска находятся дети чрезмерно эмоциональные, у которых при рождении была натальная травма. Обычно они сильно привязаны к матери, практически не воспринимают других людей и их указания. Нестабильная психогенная ситуация для них чревата нарушениями сна, потерей аппетита, раздражительностью. Толчком к появлению симптомов может стать поступление в ясли, выход мамы на работу. Очень важно, чтобы родители воспринимали ребенка любого возраста как целостную личность, которая отличается своим особенным суждением и восприятием происходящих событий.

Беседы с ребенком

Говорите с малышом, объясняйте ему как взрослому человеку, почему делаете так.

Поступление в детский сад — важный шаг для родителя и ребенка. Часто дети думают, что мама их бросает, ощущают себя неловко среди других детей и чужих взрослых. Не давите, делайте все постепенно, принимая во внимание его желания.

В группе риска находятся дети с ранним речевым развитием и его задержкой. У первой группы способность формируется в 1,6—1,8 года. Они говорят фразами. Чаще произношение слов проходит на фазе инспираторного дыхания, поэтому, проговаривая слова, малыш часть из них проглатывает, стараясь быстро высказать свои мысли. Вторая группа развивает фразовую речь только к 3–4 годам. Их речь часто невнятная, с неправильным произношением многих звуковых форм.

Театрализованные игры

Проработка мелкой моторики рук стимулирует мозговую деятельность, улучшает кровообращение, что способствует активизации работы ЦНС.

Это может быть рисование, перебирание в ручках небольших предметов разной фактуры. Правильное дыхание во время разговора имеет огромное значение. Для детей улучшение дыхательной функции и проработку артикуляционных мышц осуществляют за счет игровых упражнений:

  • надувание воздушных шаров, мыльных пузырей;
  • дыхание в воду через трубочку и т. д.

Тревожные дети часто боятся оставаться в темноте, спать самостоятельно. Не стоит давить на ребенка и оставлять его в темноте под предлогом, что он должен быть храбрым. Ничего страшного не произойдет, если вы оставите в комнате ночник. На разговорную речь влияет стиль разговора родителей. Произносите слова правильно, четко, не используйте уменьшений и неправильных слов по типу: кетя, кися, птича, сося и пр. Ребенок начинает воспринимать речь еще до момента, когда начнет формировать свою, поэтому все слова произносятся правильно и четко, без сюсюканья.

Пение от заикания

Заиканию способствует сосание соски (до 2 лет от нее нужно отказаться, а по возможности не использовать вообще), длительное кормление грудью (в возрасте 1–1,5 года ребенок уже может есть другую пищу).

Профилактика закрепления и рецидивов

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми дает хорошие результаты, но их адаптивный уровень остается низким, поэтому в будущем могут возникать рецидивы. Частые повторения приводят к хронификации заболевания и возникновению новых патологий в работе нервной системы.

Первые рецидивы наблюдаются при переходе из детсада в школу. Учителя нужно поставить в известность о проблеме малыша. Таких детей нельзя спрашивать первыми, заставлять отвечать, если у них случился ступор и настаивать на даче ответов в виде развернутых длинных фраз, если ребенок отвечает односложно. При возникновении рецидива его не отстраняют от устных ответов у доски, а стараются мягко адаптировать его к ситуации. Малыш должен регулярно наблюдаться у врача-логопеда и невролога.

Профилактика рецидивов

Следующий опасный период — подростковый возраст. Ускоренное психосоматическое развитие совпадает с осложнением в общении и ростом требований к собственной речи. Эмоциональное напряжение выходит на предельный уровень в связи с эндокринной перестройкой. При возникновении рецидива необходима психолого-педагогическая помощь специалистов. В качестве профилактики периодически проводятся сеансы психотерапии, логопедические занятия.

Чтобы подросток чувствовал себя более уверенно, родители могут отправить его на курсы актерского мастерства или в школу лидеров.

Психологическая работа с детьми для предупреждения рецидивов болезни предполагает выработку следующих личностных качеств:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность;
  • активность.

Занятия с ребенком

Людям, у которых в прошлом были проблемы с речью, лучше отказаться от работы, требующей высокой психологической нагрузки.

Профилактика проблем с социальной адаптацией

Дети, страдающие от заикания, отличаются незрелой эмоционально-волевой сферой. Проявляется это в застенчивости, отсутствии желания общаться со сверстниками, пассивности в отношении полученных отметок за ответ. У ребенка низкий уровень мотивации, слабое общепознавательное развитие.

Игры с другими детьми

Приходя в школу в первый раз или попадая в некомфортную психологически ситуацию, человек оказывается неготовым к общению с социумом. Детям с патологией речи необходим другой режим обучения:

  • перерывы на физминутки;
  • интерпретация учебного материала, адаптированная под восприятие малыша;
  • подход индиидуальный;
  • наблюдение специалиста.

Информация для родителей

Чтобы не допустить развития патологии, опекуны должны внимательно следить за развитием речи и способствовать ему. Если заболевание имело место, используйте памятку для родителей по предупреждению рецидивов заикания:

  • поддерживайте и оздоравливайте нервную систему: занятия спортом, музыкой, полноценный отдых и правильное питание;
  • принимайте проблемы и учите этому ребенка, заикание не является источником всех проблем, происходящих в жизни;
  • тренируйте правильную речь для закрепления результатов: произносите скороговорки, учите стихи.

Беседуйте с ребенком

Соблюдайте основные правила речи. Ребенок должен держать спину ровно, принимать правильную позу, способствующую улучшению кровообращения и обеспечивающую оптимальное поступление воздуха в легкие. Малыш при разговоре всегда смотрит на собеседника, держится уверенно. Речь медленная, плавная, выразительная. Гласные произносятся протяжно, согласные — мягко, без напряжения. Длинные фразы разделяются на удобные смысловые отрезки. Не обязательно все время говорить, если не получается — делают остановку, продолжают речь, когда приходит ощущение уверенности в себе.

Заключение

Заикание — серьезная проблема, приносящая эмоциональный дискомфорт. Ее профилактику начинают проводить с момента формирования у ребенка речи. Очень важно, чтобы окружающие малыша люди правильно понимали ситуацию и были ознакомлены с основными правилами поведения в момент становления речи.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна - Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
  1. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов; под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  2. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  3. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  4. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
Главная/Невроз/Меры профилактики заикания