Советы психолога: как избавиться от истерик ребенка после садика

Еще вчера ваш малыш лежал в коляске, спал по нескольку раз в день и учился делать первые шаги, теперь он достиг того возраста, когда пора осваиваться в социуме и отправляться в детсад. Большинство детей первые годы жизни проводят рядом с мамой, и резкую смену обстановки переносят довольно тяжело. Что делать, если ребенок после садика закатывает истерики: советы психолога помогут разобраться с проблемой, которая грозит обернуться стрессом, как для самого малыша, так и для его родителей. Детская истерика

Причины истерик перед детсадом

Детский сад — это важный этап дошкольного развития, когда маленький человек попадает в социум и учится адаптироваться в нем без участия родителей. Здесь закладываются основы поведенческой психологии личности. Детсад готовит малыша к школе посредством развития навыков чтения, письма, логических приемов. Прийти в школьные стены после садика не будет большим стрессом, тогда как без подготовки это происходит куда тяжелее.

Статистика показывает, что для большинства малышей дошкольного возраста характерна повышенная эмоциональность и агрессивность восприятия в период первого года посещения детского садика.

Первая очевидная причина этому — кроха не может наладить отношения с ровесниками и воспитателями. Психологи в принципе не рекомендуют отдавать детей до 3-х лет в подобные учреждения, поскольку это отрицательно влияет на их психику и преимущественно несет негативную динамику.

Малыш с мамой

Психологи советуют не отдавать малышей до 3 лет в садик — это вредит их психике

Психофизиологические особенности, характерные для развития ребенка такого возраста, не позволяют ему надолго расставаться со своей мамой: разлука будет травматичной для него. Истерика — это естественная невротическая реакция в этом случае. Игнорирование истерики у ребенка перед садиком — не лучший способ борьбы с ней: первостепенной задачей родителей будет установление причины.

Когда малыш проводит в дошкольном учреждении большую часть времени, у него быстро меняется восприятие семейных ценностей, взаимодействие с родителями слабеет, дети не идут на контакт. Так зарождаются первые недоговорки, обманы, потеря доверия.

Больше всего негативным реакциям на смену обстановки подвержены особо чувствительные, замкнутые и неразговорчивые дети, слишком привязанные к родителям, а также те, что отстают в развитии. Иногда дети уже с вечера начинают капризничать в преддверии утренних сборов в сад.

Истерические реакции спровоцированы вынужденными разлуками с семьей, которые ребенок воспринимает как предательство со стороны близких. Он не понимает, когда ему «вернут маму» обратно и может даже перестать доверять родителям. Распространенный случай, когда малыш в 3-летнем возрасте переживает кризис становления в социуме. Чувствительность у него обостряется, он истерит — такая реакция является логичным ее проявлением. В конкретных ситуациях бывают обострения, и поэтому родителям следует поговорить с воспитателем и разузнать об особенностях поведения ребенка в коллективе, попросить описать некоторые случаи в подробностях.

Основная причина истерики — страх малыша перед неизвестностью при резкой смене обстановки. До настоящего момента его мир составлял дом и дворовая территория, и на новом месте с новыми людьми он ощутит дискомфорт. Исходя из таких причин, формируются определенные профилактические меры и терапевтическая методика.

Подготовка к поступлению в детский сад

Если взрослые борются со своими страхами, то дети принимают их. В итоге могут исказиться их жизненные понятия и ценности, развиться фобии. Став взрослым, малыш будет бояться любых перемен.

Облегчить процесс адаптации в социуме поможет подготовка к первому посещению детского сада за несколько месяцев. Для этого нужно:

  1. Объяснять ему постепенно, куда и зачем он будет ходить, с кем станет общаться.
  2. Не дать крохе подумать, что родители хотят от него избавиться, отдавая в садик.
  3. Привести в пример друзей и знакомых, которые тоже посещают заведение и очень довольны им, акцентировать внимание на играх со сверстниками и интересных занятиях. Полезно будет вспомнить свое пребывание в детсаде, поделиться этим с ребенком.
  4. Четко объяснить систему, подтвердить, что по окончании дня кто-то из родителей за ним вернется.
  5. Отзываться о поступлении в детсад, как о должной процедуре, не показывать никаких сомнений.
  6. Постепенно переходить на режим, совпадающий с тем, который соблюдают в детском садике — смена обстановки будет не такой резкой.
  7. Прививайте малышу навыки гигиены и учите самостоятельности.
  8. Оставляйте иногда его с другими людьми, чтобы ребенок приучался находиться без вас.
  9. Расширяйте круг его общения, заводите новые знакомства, гуляйте на детских площадках — малыш должен уметь адаптироваться в социуме.
Мама гуляет с ребенком

Психологи рекомендуют почаще гулять с ребенком — так он сможет привыкнуть к социуму

Адаптация — это приспособление к окружающим обстоятельствам. Поскольку детская психика устроена примитивнее, чем взрослая, для чувства комфорта им необходимы конкретные условия: они должны понимать, что происходит, получать ответы на свои вопросы, ощущать тепло и сытость и находить контакт с другими детьми. Низкая адаптация приводит к тому, что малышу плохо в новых условиях.

Соблюдение несложных рекомендаций поможет подготовить кроху к походу в садик. Главное — вводить изменения постепенно, чтобы не травмировать ребенка. Ваше влияние очень ценно, поскольку до дошкольного периода он видит мир через призму родителей. Дети принимают информацию, а не сами логически доходят до нее.

Внимательно выслушайте рассказ обо всех впечатлениях, испытанных малышом в первый день посещения дошкольного учреждения. Не игнорируйте, покажите свое участие. Если вы понимаете, что причиной стресса служит новая обстановка, «притормозите» процесс: первое время забирайте ребенка из садика после обеда. Так он осознает, что садик — это временно. Если причина — конфликт с ровесником, постарайтесь его сгладить, не настраивайте дитя враждебно. Объясните, что дружелюбие обезоруживает любую агрессию.

Методы для эффективного успокоения ребенка

Если вы стали замечать, что ребенок после детского садика заказывает истерику, ваши действия должны быть направлены на смягчение ситуации и преодоление негативной реакции. Они могут быть такими:

  • обстановку дома сделайте как можно более благоприятной, ласково и бережно обращайтесь с малышом, лояльно воспринимайте его капризы и не акцентируйте сейчас на вредных привычках;
  • при крохе отзывайтесь о садике положительно, не критикуйте;
  • вставайте с удовольствием, готовьте ребенку вкусный завтрак и обеспечьте заряд положительными эмоциями;
  • перед тем как отправить его в очередной раз в группу, тепло попрощайтесь, обнимите, поцелуйте, обещайте скорую встречу;
  • не ругайте дитя за слезы и не нервничайте сами;
  • забирайте его из садика вовремя;
  • посвящайте ребенку как можно больше свободного времени, занимайтесь с ним, показывайте свою любовь.

Предварительная и грамотная подготовка к детскому садику повысит шансы на быструю адаптацию к коллективу. Если же малыш никак не может приспособиться к новому месту, нужно выяснить причину дискомфорта. Поддерживайте своего малыша, постоянно разговаривайте с ним и не давайте замыкаться в себе.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
  2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
  3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
Использованная литература:
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
  2. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
  3. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Главная/Невроз/Советы психолога: как избавиться от истерик ребенка после садика